"В Приморье действуют пять страховых медицинских организаций, которые имеют право представлять интересы граждан, застрахованных в системе ОМС, - рассказывает заместитель исполнительного директор ТФОМС по Приморскому краю Людмила Кирий. - Это "Альфа-гарант", "Восточно-страховой альянс", ГосМедСтрах, "Милосердие" и "Спасские ворота-М". Эти страховые компании уже сегодня готовы принимать людей, которые выберут их впервые.
Те приморцы, которых устраивает обслуживающая их страховая компания, могут и не реализовывать свое право выбора. Они автоматически продолжат обслуживаться в той компании, которая обозначена в их полисе".
Отметим, что большинство страховых медицинских компаний, действующих в Приморье, неплохо зарекомендовали себя за годы работы в системе ОМС. "На сайте ТФОМС опубликован рейтинг этих организаций, внимательно изучив который, можно составить представление об их работе", - отмечает замдиректора ТФОМС. - Одна из главных обязанностей страховых компаний – проведение экспертиз качества предоставления медицинской помощи. В рейтинге эта позиция занимает ведущее место".
"Мы постоянно работаем над повышением качества защиты граждан, застрахованных в нашей компании по ОМС, - говорит директор СК "Альфа-Гарант" Борис Тихонов. – В нашей компании действует телефон круглосуточной горячей линии. Если возникает какая-то "нештатная" ситуация, например, человек оказался в больнице без полиса – вопрос разрешается одним звонком по телефону".
Кроме страховой организации, граждане самостоятельно выбирают те лечебные учреждения, где они хотят получать медицинскую помощь. "Это свое право приморцы реализуют уже давно - сколько действует система ОМС в России, - говорит Людмила Кирий. - А вот право выбрать лечащего врача закреплено законодательно только начиная с этого года".
Как отмечает главный врач детской поликлиники №10 г. Владивостока Любовь Диденко, принцип свободного выбора врача – терапевта и педиатра – хотя и определен законодательно только в этом году, но по сути действует уже давно.
"Когда человек закрепляется за определенным участком, его наблюдает и лечит врач, работающий на этом участке, - говорит Любовь Диденко. - Зачастую родители наших пациентов, стремясь попасть к какому-то конкретному доктору, обозначают в полисе ребенка не ту поликлинику, которая по территориальному признаку обслуживает их район, а ту, в которой их больше устраивает врач. Это довольно распространенная практика – единственная сложность заключается в том, что врач "не по району" не может приходить к таким пациентам на вызовы. Это сделает доктор "прикрепленной" поликлиники".
Как отмечают врачи, чтобы полностью реализовать все положения нового законодательства об ОМС, в российском здравоохранении должны произойти значительные перемены.
"Увязывать" новые права пациентов со "старыми" возможностями лечебных учреждений, которые по-прежнему испытывают множество проблем, непростая задача, решать которую предстоит сообща самим лечебным учреждениям, ТФОМС и страховыми организациям.