"Нефтяные бароны" России вынесли спор о бензине на суд президента РФ Владимира Путина. Государственные энергогиганты "Роснефть" и "Транснефть" не сошлись во мнениях о целесообразности строительства нового НПЗ в регионе и апеллируют к Путину, сообщает Reuters.
В распоряжении агентства "Рейтер" оказались письма, отправленные главами крупнейшей нефтекомпании страны, "Роснефти", Игорем Сечиным и трубопроводного монополиста "Транснефти" Николаем Токаревым в Кремль и в правительство. Главы компаний обрушиваются друга на друга с критикой, споря по поводу целесообразности проекта, способного обойтись поиздержавшейся федеральной казне в более чем $7 млрд.
На этом фоне цены на автозаправках в стране, по данным мониторинга "Рейтер", взлетели в начале августа на 10-80 копеек за литр, рост на 1,4% зафиксировал и Росстат. В апреле в ходе телевизионной "прямой линии" Путину пришлось отвечать на вопрос с Дальнего Востока, почему в нефтедобывающей России бензин дороже, чем в Венесуэле.
Путин тогда упрекнул возглавляемую его давним соратником Сечиным "Роснефть" в монополизме при поставках топлива на Дальний Восток и пообещал "разобраться". В свою очередь, руководство нефтяной компании предложило президенту выход в виде строительства нового НПЗ в Приморье. "Производимых в ДФО (Дальневосточном федеральном округе) объемов моторного топлива недостаточно для полного удовлетворения потребностей региона", - говорится в письме Игоря Сечина Владимиру Путину. Глава "Роснефти" высказался также за модернизацию действующих заводов.
Однако "Транснефть", по трубам которой идет экспортируемая через порт Козьмино нефть ESPO Blend, апеллирует к правительству, доказывая, что мощности имеющихся в регионе НПЗ достаточно, а строительство нового грозит высокими расходами на дополнительную инфраструктуру, которые власти могут возложить на трубопроводную монополию.
"Транснефть" оценила расходы на инфраструктуру нового НПЗ в 250 млрд. рублей и сообщила, что для обеспечения его сырьем "потребуется практически новое строительство" нефтепровода из Сибири в Находку. Монополия также пожаловалась на неясность с обеспечением завода сырьем, балансом нефти и нефтепродуктов.
При этом аналитики подозревают, что "Транснефть" озабочена риском утраты контроля над значительными объемами нефти, которая вместо экспорта отправилась бы на новый НПЗ "Роснефти". Ранее "Транснефть" воспротивилась финансированию расширения восточных трубопроводов на фоне амбициозных планов "Роснефти" увеличить поставки нефти в Китай.
Как пишет Reuters, "Роснефть" владеет на Дальнем Востоке Комсомольским НПЗ мощностью 8,5 млн тонн в год. Вторым местным НПЗ, в Хабаровске, мощностью 4,4 млн тонн владеет нефтекомпания "Альянс". По информации "Роснефти" в письме Путину, в 2012 году Комсомольский НПЗ переработал 7,5 млн тонн нефти, а завод Альянса - 3,9 млн тонн. При этом оба завода основной объем своей продукции экспортируют, а взамен в регион поступают ресурсы с других предприятий - иногда это расположенные на значительном удалении НПЗ в Перми и даже в Уфе.