"Три кита", на которых зиждется теперь сдача экзаменов в ГИБДД – это "Жигули", неизведанный маршрут и минимум экзаменующихся при максимуме желающих. Правда есть одно "но", эти новшества появились на территории Приморья 1 апреля, и касаются только тех, кто идет на повторную пересдачу. А таковых набирается почти 50%. Аргументом в данном случае является большая аварийность на дорогах и сокращения в милицейской структуре.
О том, насколько повлияют данные нововведения на безопасность дорожного движения и качественную подготовку будущих водителей, говорить пока сложно. Тем не менее, РИА "Ежедневные новости Владивостока" обратилось к горожанам с вопросом: "Что больше всего не устраивает в новых правилах сдачи экзаменов в ГИБДД?". Своими мыслями по этому поводу поделилось 365 человек. Чуть меньше половины – 154 респондента или 42% от общего числа участников опроса – оказались единодушны во мнении: "Что бы в автоинспекции не делали, безопаснее от этого на дорогах края не станет". Третья часть респондентов – 111 человек (30%) – отметили, что в данной ситуации их не устраивает затягивание сдачи экзаменов.
Как оказалось, новшество позволило "растянуть" очередь повторно сдающих аж до сентября. А все, потому что запись на новую сдачу осуществляется раз в неделю и счастливчиков должно быть максимум 30 человек. Т.к. повторников на вождение почти 50% - это около 750 – 800 человек, то не трудно представить, что творится в момент записи на пересдачу. И если кандидату не повезло, и пересдача предвидится только в конце лета, то это автоматически перечеркивает все усилия по успешно сданной теории. Чрез три месяца эта часть экзамена уже не действительна, и все начинается с отправной точки.
Не устраивает в новых правилах сдачи экзаменов в ГИБДД и отсутствие элементарных условий на автодроме - ни от ветра укрыться, ни от дождя, ни присесть. Такого мнения придерживаются 11% респондентов или 41 человек. Необходимость "сдавать вождение" на неизвестном маршруте не устроила десятую часть участников опроса – 37 человек. Кроме того, 22 респондента озвучили произвольные варианты ответов по этому поводу.
Среди них были следующие:
- Все что здесь перечислено и многое другое. Одним словом это можно охарактеризовать как КОРРУПЦИЯ
- Это беспредел. Сдавать на неизвестном маршруте и на ЖИГУЛЯХ, на которых не учились даже водить
- Никто не сдаст! 70000 - стоимость прав через ГАИ
- Как покупали права деткам богатые родители, так и будут покупать, а их потом со столбов отскребают, и говорят, что не справился с управлением
- Взятки автоиспекторам.
- Почему-то ценят только свое время и пекутся о своих удобствах. А о людях забыли. Мы между прочим налогоплательщики и на наши деньги они существуют
- Через год скажут, что это неудобно и создадут коммерческую структуру под своим крылом. Там и будут всем заправлять
- Посмотрите, кто как ездит. И дело не в чайниках. Дело в отсутствии культуры на дорогах.
Если говорить об аварийности на приморских дорогах, то тут можно порадоваться и за наш регион, и за приморских водителей. По исследованиям издания Forbes Приморский край оказался лидером по безопасности дорожного движения. Самыми опасными признаны республики Северного Кавказа и депрессивные области средней полосы. Это как раз там все и учатся на "Жигулях".
Если говорить о реформах системы сдачи экзаменов, которые планирует руководство российской ГИБДД уже ввести в этом году, то есть несколько предложений. Так, экзаменационные автомобили оборудуют видеокамерами, которые будут записывать весь процесс сдачи экзаменов. Благодаря этому появится возможность в любой момент просмотреть, как вел себя инспектор и начинающий водитель во время испытания. Кроме того, ГИБДД планирует постоянно публиковать рейтинг автошкол. Правда, пока не ясен принцип составления этих рейтингов. Варианта два – либо на основе статистики сдачи экзаменов в ГИБДД, либо на данных о числе аварий выпускников той или иной школы. Еще один момент - это строительство автодромов. Сейчас в России их уже 15. Но процесс их внедрения замедлился из-за отсутствия нормативной базы. Как это ни грустно, но Приморский край пока не в числе регионов – счастливчиков. Но помимо ужесточения контроля есть и другие моменты в инициативах ГИБДД. Так, например, это ведомство планирует объединить теоретический и первую часть практического экзамена с внутренним экзаменом в автошколах. При этом принимать их станет коллегия, в составе которой будет и инспектор, и представитель общественной организации. Сейчас некоторым кандидатам в водители приходится сдавать экзамены по два раза только потому, что экзамены в автошколе не отменяют их сдачу в ГИБДД.
Сегодня приморские автошколы всеми силами стараются нормализовать процесс. Так, некоторые из них уже приобрели "Жигули", чтобы своим "курсантам" привить азы вождения на этом раритете российского автопрома. Они считают, что теперь придется даже менять программу обучения.
О том, как происходит пересдача экзаменов, РИА "Ежедневные новости Владивостока" поинтересовалось уже у тех, кто получил новенькие права. Три комментатора оказались единодушны в своих рассказах, но просили не упоминать ни имен, ни фамилий.
- Нам повезло, мы записались на пересдачу в первых рядах. Иначе ждать своей очереди до осени. Сходили, понаблюдали со стороны, как идет процесс. Со второго раза на "Жигулях" сдал только один человек из всех допущенных. Когда настал наш день пересдачи, то вопрос был решен "малой кровью" - 30 тысяч перекочевали в карман инспектора почти в самом начале пути. Дальше можно было ехать с кучей ошибок, инспектор уже не цеплялся. А для кого-то он сам проделал этот маршрут. Но если мы отдали по 30 тысяч, то говорят, что нынче такса взлетела вдвое. Согласны, иначе как дачей взятки это не назовешь. Но куда деваться. Все делается для того, чтобы реально не сдали".
Василий Авченко, приморский журналист, автор книги "Правый руль":
- Проблема носит чисто бюрократический характер. Разобщенность действий автошкол и ГИБДД на лицо. У нас всегда какие-то проблемы в ГИБДД – то с регистрацией автотранспорта, то с техосмотром, когда люди идут в платные фирмы, то с техпаспортами. Почему так получилось – коррупция, разгильдяйство, нежелание найти общий язык – я не берусь предполагать.
Департамент образования и науки Приморского края:
- Структура и содержание Примерной программы обучения в автошколах представлены тематическими планами и программами по учебным предметам. Эти программы разработаны в соответствии с требованиями ФЗ "Об образовании" и "О безопасности дорожного движения". Необходимость изменения программ определяет Министерство образования науки РФ совместно с Минтранспорта. Но, несмотря на нововведения ГИББДД, программу вряд ли придется менять. Поводом для изменения программы являются изменения законодательной базы. Что касается профессионализма преподавателей автошкол, то все они не реже 1 раза в 5 лет проходят превышение квалификации.
Юрий Оборин, экc-руководитель ГИБДД по Приморскому краю, руководитель некоммерческого партнерства "Добровольное общество содействия безопасности дорожного движения":
- Есть свои плюсы и свои минусы. То, что кандидатам в водители приходится сдавать вождение на неизвестном маршруте – это хорошо. Раз человек стремится получить права, значит, он должен уметь ездить по городу. Прорабатывать технику, разъяснять свои действия при тех или иных ситуациях и дорожных знаках - это можно на установленных маршрутах. Если говорить о "Жигулях", не думаю, что это хорошая затея. Сегодня на таких машинах, тем более на коробках, мало кто у нас ездит. Все женщины, которые сдают на права, ездят только на "автомате". Да в машину с механической коробкой передач никто из них в жизни не сядет! Что касается записи на пересдачу раз в неделю, то раньше такое применимо было для экстернов. Зачем так сделали, даже не догадываюсь.
Есть еще один документ, который по идее, ставит все на свои места. Это приказ МВД № 782 от 20.07.2000г. Главное, чтобы в приморской ГИБДД не отступали от этого документа и не вносили свои изменения.
Раздел III. п.19. "Экзамены принимаются, как правило, по месту расположения Государственной инспекции или, исходя из местных условий, по месту нахождения образовательного учреждения".
Раздел I п. 11. Об отказе в допуске к экзаменам, выдаче или замене водительских удостоверений должностное лицо обязано сообщить заявителю в письменной форме с указанием причин отказа со ссылкой на соответствующие пункты Правил.
Раздел I п. 12. Должностные лица обязаны оказывать содействие в реализации прав и законных интересов граждан, предоставлять возможность ознакомления с нормативными правовыми актами, послужившими основанием для принятия решения об отказе в приеме экзаменов, выдаче или замене водительских удостоверений.
Раздел III п. 25. Практический экзамен, как правило, принимается на транспортном средстве, предоставляемом образовательным учреждением, осуществлявшим подготовку кандидата в водители. В этом случае при приеме экзамена допускается присутствие в автомобиле обучающего (мастера производственного обучения вождению).
Не трудно догадаться, к каким положениям приказа МВД в приморской автоинспекции относятся поверхностно.