Польза и вред. Печень
10 июня, 14:20
Выборы исполнительной и законодательной власти Камчатки в 2003-2004 годах
9 июня, 11:00
Камчатка 9 июня: история Усть-Камчатского порта
9 июня, 08:50
Вахта Победы: Телефонист-фронтовик из Забайкалья проложил 12,5 км провода за 12 минут
8 июня, 21:00
Польза и вред. Огурцы
8 июня, 14:20
Десант снаряжала вся Камчатка: из истории Курильской десантной операции
8 июня, 11:00
Камчатка 8 июня: Российско-Американская компания и новые заказники
8 июня, 08:50
Камчатка 7 июня: места отдыха горожан и день рождения тренера Каталагина
7 июня, 08:50
Польза и вред. Куриное мясо
6 июня, 14:20
Камчатка 6 июня: плавание вокруг мыса Лопатка и "Чертёж Камчадальского носу"
6 июня, 08:50
Камчатка 5 июня: исследователь Камчатки Владимир Тюшов и День эколога
5 июня, 08:50
Что не стоит делать 5 июня в день Левона Огуречника, чтобы не было проблем с деньгами
5 июня, 07:00
Польза и вред. Авокадо
4 июня, 14:20
Камчатка 4 июня: создание Акционерного Камчатского общества
4 июня, 08:50
Камчатка 3 июня: "Скаска" Владимира Атласова и оползень в Долине гейзеров
3 июня, 08:50

"Опасный" мост строят в пригороде Владивостока

Работы по строительству эстакады через Амурский залив выполняются с грубейшими нарушениями природоохранного законодательства
4 мая 2010, 14:25 Общество

ВЛАДИВОСТОК, 4 мая, PrimaMedia. Приморские ученые обратились в краевую природоохранную прокуратуру, Законодательное Собрание и к общественности Владивостока по поводу угрозы экосистеме Амурского залива из-за строительства моста Де-Фриз — Седанка, обращая внимание на то, что оно выполняется с грубейшими нарушениями природоохранного законодательства. Об этом сообщает деловой еженедельник "Конкурент".

Отступления от первоначального проекта, допускаемые ЗАО "Тихоокеанская мостостроительная компания" при строительстве автодороги от полуострова Де-Фриз до бухты Патрокл, могут привести к экологической катастрофе для залива Угловой. Подробно об этом корр. "К" рассказал доктор биологических наук, профессор ДВГУ, главный научный сотрудник Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН Владимир Раков.

— Строительные работы были начаты одновременно с проведением инженерно-геологических изысканий, которые выполнялись ОАО "ДНИИМФ" со льда Амурского залива и не были завершены с началом таяния льда. Этот проект не проходил государственную экологическую экспертизу, обязательную в таких случаях. В управлении Ростехнадзора в 2009 году рассматривались лишь предпроектные, эскизные материалы. Поэтому экспертиза практически не затрагивала проблемы, возникающие при строительстве моста в рекреационной зоне. 

На месте хорошо видно, что все основные работы выполняются с грубейшими нарушениями природоохранного законодательства. Вместо низководного моста уже возведена дамба, отсыпанная глинистым грунтом на расстоянии более 200 метров от берега, а также засыпан глинистым грунтом пляж на расстоянии более 300 метров от устья реки Седанка. Кроме того, вырублены большие площади леса и кустарников, бульдозерами изуродована мелководная прибойная полоса вдоль возведенной дороги. Но, конечно, главная угроза экосистеме — это дамба. Кстати, со стороны Де-Фриза навстречу ей отсыпана другая дамба, но поменьше".

По мнению ученого, отгороженная дамбами часть Амурского залива (залив Угловой) превратится в соленое болото.

"Ширина пролива в этом месте — четыре километра, он мелководный. Дамба со стороны Седанки продолжает возводиться, я читал в интернете, что окончательная длина ее составит 370 метров. Учитывая, что между дамбами будут вбиты сваи, это приведет к плохому водообмену между Угловым и остальной частью Амурского залива.

В отсыпанной части будет накапливаться морская трава, ею просто все зарастет. Трава долго и медленно гниет. При гниении сразу же начнется сероводородное заражение грунта, в котором возможно существование только избранных животных, вроде некоторых видов морских червей. Все остальное погибнет. В том числе краснокнижные виды морских организмов (рак-богомол, рак-щелкун, рапана), ценные промысловые виды (устрица, трепанг, анадара, петушок, креветка, навага, корюшка, камбала, кефалевые, водоросли-агарофиты), реликтовые виды, сохранившиеся только в этом районе залива (трапезиум, мактра красивая, рак-крот, сепиелла, морской конек, морская лисичка, рыба-игла), а также многочисленные представители прибрежной морской флоры и фауны (медузы, моллюски, ракообразные, иглокожие, рыбы и другие). Они чувствительны к содержанию кислорода в воде и просто исчезнут.

Дамба препятствует вдольбереговой миграции рыб по Амурскому заливу, создает ловушку для них внутри застойной зоны. Зимой в этом районе можно наблюдать тысячи рыбаков на льду. Дело в том, что тут мигрирует рыба. Все миграции рыба инстинктивно осуществляет вдоль берега. И представьте, что она вдруг упирается в дамбу. Рыба может либо развернуться и обратно пойти, либо здесь же, возле дамбы, отложить икру в грязь, где она и погибнет от сероводорода.

Как считает ученый, знаменитое месторождение лечебных грязей, расположенное в этой части залива, неминуемо погибнет.

 "Ил и грязь не везде обладают лечебными свойствами. В их формировании участвует одновременно несколько процессов. В заливе Угловой значительная часть воды очищается устрицами, которых тут очень много. А устрицы — это активные фильтраторы воды. Но сами устрицы при фильтрации используют не более 10-20% того, что отфильтровали себе на жабры. Все остальное они ослизняют слизью и время от времени выбрасывают наружу, хлопая створками. Это так называемые биоотложения. Вот эти биоотложения плюс те отложения, которые оседают естественным путем, плюс то, что попадает со стоками, и формируют уникальную лечебную грязь.

После окончания таяния льда, с повышением температуры воды, выпадением осадков, появлением летних штормов, воздвигнутая из глинистого грунта и грязи дамба будет активно размываться, создавая мутный шлейф на обширной акватории. Лечебные грязи просто покроются слоем глины, а устрицы и организмы, участвующие в процессе их формирования, погибнут из-за нехватки кислорода и сероводородного заражения".

По информации ученого, залив довольно сильно загрязнен канализацией, и после сооружения дамы нечистоты из него будут вымываться гораздо хуже.

"Окончание трубы выведено в море на 300-500 метров по другую сторону Де-Фриза, не в ковше. А вот сам дюкер проходит по дну ковша, который получится в результате отсыпки дамб. Этот дюкер, который поставили 30 лет назад, проржавел, и через трещины нечистоты из него попадают в залив. Кроме того, в залив по местным речкам сливается канализация из прибрежных дачных поселков. Так что. В результате в воде повысится концентрация ряда опасных для человека возбудителей инфекционных болезней (кишечная палочка, холерный вибрион, энтеровирусы и др.), что поставит под угрозу здоровье и жизнь людей.

Теперь подумайте, что ждет местное население: из-за гниения морской травы и переизбытка сероводорода вонь от воды будет стоять вокруг залива на несколько километров. Не забывайте и о канализационных стоках, вымывание которых будет затруднено, рыбалка здесь прекратится, а бальнеологический курорт погибнет. Я думаю, что само существование санаториев тут будет поставлено под угрозу, да и местным жителям придется несладко. По побережью залива просто так уже не погуляешь".

С точки зрения Владимира Ракова, мост через Амурский залив Приморью нужен, но опоры моста должны начинаться прямо от берега, а не с дымбы.

"Конечно, опоры тоже будут негативно влиять на водообмен, но все-таки в гораздо меньшей степени, чем дамба. Здесь довольно сильные приливно-отливные течения, это способствует водообмену. Кстати, я бы на месте строителей обратил внимание на особенности ледовой обстановки здесь. Недалеко отсюда находится островок Коврижка. От него в сторону берега идет отмель-коса. Можно видеть, как во время шторма там буруны играют, даже когда лед формируется, то над отмелью он несколько приподнят. Собственно этот островок и эта отмель и сдерживают массив ледяного поля. Лед здесь формируется раньше, и это поле позднее сходит, чем в других местах. Когда дует северный и северо-западный ветер, ледовое поле начинает напирать и иногда даже выползает на берег, почти на железнодорожную насыпь, образуя торосы. Поэтому место, выбранное для опор моста, достаточно опасное. Конечно, делали проект с расчетом на разные ветровые нагрузки, но, когда напирают ледяные поля, сдержать их очень тяжело".

9113
43
37