Заместитель директора департамента профилактики коррупционных и иных правонарушений Приморского края Валерий Исаченко в интервью ИА PrimaMedia рассказал, почему неэффективно бороться со злоупотреблениями чиновников без формирования правильного отношения общества к проблеме.
— Валерий Александрович, в чем заключается работа вашего департамента?
— В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", понятие противодействие коррупции включает в себя и саму борьбу с этим явлением, и ее профилактику, предусматривающую выявление и последующее устранение причин коррупции. Для исполнения этих целей в 2015 году в соответствии с указом президента в Приморье был образован департамент по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Его основными задачами являются формирование у чиновников и граждан нетерпимости к коррупционному поведению, профилактика коррупции в органах исполнительной власти региона и организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами исполнительной власти Приморского края. Кроме того департамент занимается обеспечением соблюдения чиновниками запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, то есть, антикоррупционных стандартов, и осуществляет контроль над ними.
— То есть департамент не занимается непосредственно разбором фактов коррупции?
— Да, законодательно мы не наделены правом проведения оперативно-розыскной деятельности, не имеем полномочий для возбуждения уголовных дел в отношении коррупционеров. Информация о полученных суммах взяток, о сроках, на которые виновные лица осуждены, о стоимости конфискованного у них имущества в наш департамент поступает из открытых, общедоступных источников. Наша работа среди чиновников по сравнению правоохранительными органами менее заметна для граждан, но она проводится, причем, носит поступательный, системный характер. Мы трудимся в тесном взаимодействии с органами прокуратуры, следственными, а также органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Наши главные функции — предупреждение и устранение причин, способствующих коррупции. Дальше наши компетенции не распространяются. Мы предупреждаем, мы объясняем, разъясняем. И результаты этой работы в обязательном порядке должны указывать на повышение уровня доверия к государству со стороны общества и граждан. Кстати, одной из целей краевой антикоррупционной программы является повышение удовлетворенности населения деятельностью органов государственной власти Приморского края в сфере противодействия коррупции.
Помимо работы непосредственно с чиновниками, в каждом департаменте существуют телефоны доверия и иные возможности для передачи информации от населения. И в нашем департаменте в рамках программы по противодействию коррупции работает такая "горячая линия". Но, как показывает практика, большой популярности среди граждан эта форма информирования не получила. Звонков как таковых нет. Наверное, это связано с отсутствием практики использования подобных каналов. Люди привыкли обращаться письменно, поэтому основную массу обращений мы рассматриваем в рамках 59-го федерального закона. У нас ежегодно поступает около 300 письменных обращений от граждан и организаций. Мы все их рассматриваем. Отдельные обращения при проверке находят свое подтверждение и перерастают уже в официальную антикоррупционную проверку со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так что граждане для нас могут быть одним из источников получения информации о тех или иных фактах коррупции среди чиновников.
— Есть ли какие-то "горячие зоны", по которым граждане обращаются чаще всего? И в целом, по каким направлениям больше всего злоупотреблений среди чиновников?
— Как правило, больше всего вопросов возникает во время представления сведений о доходах, имуществе. На втором месте — информация о существовании ситуаций, которые рассматриваются, как конфликт интересов. Наверное, это гражданам понятнее, ближе. Не всегда факты, описанные в обращениях, подтверждаются. Что касается категорий чиновников, в отношении которых поступают сведения, распределение примерно равноценное между служащими краевого уровня, депутатами и руководителями муниципального уровня.
Что касается сфер и направлений, у нас существует перечень лиц, которые обязаны предоставлять сведения о доходах в связи с тем, что часть их должностных обязанностей связана с коррупционными рисками. И в это перечень входят 96% краевых служащих. Поэтому в любом государственном органе существуют коррупционно опасные функции. И сейчас говорить, что в органе, курирующем вопросы имущества и земли, опасность больше, чем в каком-то другом органе, нельзя. И там, и здесь служащие находятся в группе риска.
— Какая деятельность вашего департамента в сфере профилактики коррупции является наиболее значимой?
— Наиболее важной частью профилактики коррупции, конечно же, является нормотворчество. Оно позволяет приводить существующие акты в соответствие с действующим законодательством, а также создавать новую, современную нормативно-правовую базу, препятствующую появлению коррупции. Так, в 2019 году при непосредственном участии нашего департамента были внесены шесть изменений в три краевых закона и 15 изменений в 11 нормативных правовых актов. При этом губернатором Приморского края были разработаны и приняты четыре новых НПА, регулирующие проверку лиц, поступающих на должности руководителей краевых предприятий, анализ сведений о доходах, получение гражданскими служащими разрешения на участие в управлении некоммерческими организациями, а также порядок уведомления главами округов и районов, и депутатами муниципального уровня о личной заинтересованности, которая приводит к конфликту интересов. В этом году работа продолжается. Только в первом полугодии уже внесено три изменения в два краевых закона, восемь изменений в шесть нормативных правовых актов. В связи с продлением декларационной кампании 2020 года принят один новый закон и один нормативный правовой акт. Так, например, департаментом начата работа по организации антикоррупционного мониторинга на территории Приморья, в ходе которого планируется осуществлять наблюдение и контроль за реализацией антикоррупционного законодательства.
Также следует отметить разработку департаментом комплекса мер по повышению эффективности деятельности по выявлению случаев несоблюдения отдельными категориями лиц требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов среди чиновников краевого уровня.
— Какие требования предъявляются к чиновникам в рамках "антикоррупционного кодекса"?
— На любого чиновника распространяется набор антикоррупционных стандартов, наиболее известный из которых — обязанность представлять и опубликовывать для широкой аудитории сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. А также аналогичные сведения на своих супругов и несовершеннолетних детей. На сегодняшний день эта обязанность возложена на 7500 краевых и муниципальных служащих. 3500 служащих представляют эти сведения в наш департамент.
При работе с этой информацией мы не только консультируем декларантов и принимаем от них сведения, но и осуществляем их анализ. А при наличии оснований инициируем и проводим антикоррупционные проверки. Например, в 2019 году департаментом было проведено более 200 проверок в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, как правило, депутатов муниципального уровня, где в отдельных случаях решениями судов полномочия виновных лиц прекращались. Аналогичная ситуация была в 2018 году, тогда было проведено 150 проверок. Причем, эти проверки говорят не столько о совершении правонарушений, сколько о слабом знании этой категории граждан требований антикоррупционного законодательства. Уверен, что через некоторое время нарушения совсем сойдут на нет, как это наблюдается у гражданских служащих.
Каждая ситуация разбирается на заседаниях соответствующих комиссий, которые в случае необходимости строго указывают и предупреждают служащих — нарушителей о недопустимости даже несущественных нарушений. Хотя имеют место и факты применения взысканий.
Довольно распространенной является практика осуществления гражданскими служащими иной оплачиваемой деятельности, о которой они также должны информировать представителя нанимателя.
Нельзя не сказать и о других антикоррупционных стандартах, контролем за соблюдением которых занимается наш департамент. Это обязанность чиновников сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. При поступлении граждан на службу в обязательном порядке проверяется не только соблюдение ограничений о близком родстве или свойстве с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, но и возможность возникновения конфликта интересов после поступления на службу. Он может быть основан на материальной выгоде, связанной с дополнительным премированием, повышенной заработной платой. И если эта ситуация будет доказана, то к служащему будут применены соответствующие санкции, вплоть до увольнения.
Наказание, которое может вытекать из результатов нашей работы, касается дисциплинарной ответственности. Она начинается с вынесения замечания служащему и заканчивается увольнением в связи с утратой доверия. Однако отмечу, что таких фактов увольнения на сегодняшний день нет. Потому что законодательство позволяет служащему уволиться по собственному желанию до принятия решения об уходе "по плохому".
— Существуют ли какие-то ситуации, в которых гражданский служащий имеет право принять подарок в ходе выполнения своих должностных обязанностей?
— Ни в каких! В случае официальных мероприятий такой служащий может принять подарок для передачи его по акту в государственный орган, в котором он работает. При этом существует возможность его последующего выкупа у государства при соблюдении определенной процедуры. Все прочее будет считаться взяткой. Причем, и коробка конфет может ею стать, все зависит от обстоятельств и целей, для которых она вручена. Уголовное законодательство не предусматривает минимальный размер взятки, за который предусмотрена ответственность. То есть независимо от размеров, она будет признана преступлением. Конечно, будут учтены обстоятельства, в которых она передавалась , за совершение каких именно действий она полагалась, имелась ли какая-то предварительная договоренность. Например, врач, зная, что ему передадут коробку конфет, выписывает фиктивный больничный. Это будет считаться взяткой. Поэтому каждый факт нужно рассматривать индивидуально, изучая все подробности.
— Вы говорили о необходимости формировать у чиновников нетерпимости к коррупционному поведению. Каким образом проводится эта работа?
— Для формирования у чиновников нетерпимости к коррупционному поведению в нашем департаменте предусмотрен комплекс мер, в который, во-первых, входит информирование об ответственности за коррупционные правонарушения. Это проведение семинаров, разработка и направление всевозможных методических материалов и памяток. Во-вторых, мы ведем разъяснительную работу о порядке соблюдения антикоррупционных стандартов, сюда входят консультации, беседы, лекции. Также очень важны принятие кодекса этики и служебного поведения чиновников и обеспечение открытости и гласности деятельности государственных органов. При этом мы понимаем, что, не создав атмосферу нетерпимости к коррупционному поведению в обществе в целом, невозможно решить эту задачу среди отдельных чиновников.
К сожалению, результаты социологических исследований, ежегодно проводимых в рамках краевой программы противодействия коррупции, говорят о том, что уровень информированности населения о мерах, принимаемых для противодействия коррупции в Приморском крае достаточно низкий. Выяснилось, что 69% участников исследований о принимаемых антикоррупционных мерах ничего не знают, либо что-то слышали, но ничего конкретного припомнить не могут.
В середине 2019 года был утвержден план мероприятий, направленных на улучшение этих показателей. В его рамках предусмотрена публикация органами исполнительной власти в Интернете просветительских материалов, направленных на борьбу с коррупцией, проведение в образовательных организациях просветительских и воспитательных мероприятий, а также участие в обмене опытом по вопросам формирования стандартов антикоррупционного поведения и практики их реализации. Уверен, что изменение этой цифры необходимо и возможно.
— Вы сказали, что показатель эффективности работы вашего подразделения — это уровень удовлетворенности населения. Как часто и кто измеряет этот уровень?
— У нас есть научно-исследовательский центр социологии, учреждение, подведомственное департаменту внутренней политики Правительства Приморского края. Ежегодно для этих целей выделяются средства, проводятся социологические исследования по методике, учрежденной Министерством труда и социальной защиты Российской федерации. Одну из цифр я привел выше — на сегодняшний день практически 70% граждан не удовлетворены работой антикоррупционных ведомств. Мы считаем, что это в том числе и наш вопрос. Поскольку работа нами проводится достаточно большая, а вот информирование населения о ней отстает. Для этих целей в текущем году запланирован ряд мероприятий, в том числе встречи с представителями СМИ.
— Департамент существует уже пять лет. Что самого сложного было в начале его работы и как ситуация изменилась к 2020 году?
— Я бы сказал, что самым сложным было формирование правильного, уважительного отношения служащих к требованиям антикоррупционного законодательства. Еще четыре года назад, когда я пришел работать в департамент, это отношение было поверхностным. Когда стала складываться практика привлечения к ответственности, чиновники стали пересматривать свое отношение. Начали понимать, что расплата за любое коррупционное нарушение рано или поздно наступит. Поэтому сейчас у чиновников сложилось совершенно другое отношение к исполнению своих обязательств, например, связанных с представлением сведений о доходах. Сейчас самое сложное для департамента — продемонстрировать свою работу перед населением.
От ИА PrimaMedia напомним, что в регионе реализуется госпрограмма "Безопасный край".