Председатель региональной общественной организации "Ассоциация приемных семей Приморского края" Светлана Каня в интервью ИА PrimaMedia рассказала о практике замещающих семей в Приморском крае, а также о том, почему далеко не каждый человек сможет работать с детьми, находящимися в казенных учреждениях.
— Расскажите о проектах ассоциации приемных семей Приморья?
— С момента создания организации мы решили, что у нас будет один главный проект, в рамках которого мы будем осуществлять свою деятельность. Он получил название "Равный равному". За время существования нашей организации мы выиграли два конкурса Фонда президентских гранта, а также два конкурса на получение субсидии из краевого бюджета. На первый проект, который стал победителем конкурса Фонда президентских грантов мы так и назвали — "Равный равному". Он представляет собой систему мер и мероприятий, направленную на поддержку замещающих семей и родителей. Деток поддерживают все — опека, государственные органы, негосударственные структуры. А родителями заниматься сложнее. Это особенные люди, которые требуют особой поддержки. Мы взяли на себя эту ношу. Второй проект, победитель конкурса Фонда президентских гранта 2020 году, носит название "Равный равному. Объединение". Он направлен на выявление в каждом муниципалитете лидеров среди замещающих семей. В его рамках мы планируем провести девять Слетов приемных родителей, которые кустовым способом объединит все муниципалитеты края. Этот проект, как и проект "Равный равному. Взаимодействие" — победитель конкурса на получение субсидии из краевого бюджета 2020 года -является частью большого проекта "Форум приемных родителей", который мы планируем провести осенью 2021 года.
— Что такое замещающие семьи?
— Это семьи, заместившие деткам кровных родителей. Которые приняли их в семью. И не важно, в какой форме: усыновление, приемная семья или опека. Путь ребенка в семью может быть разный — как из Центра содействия семейному устройству (ранее детский дом), так и из социально-реабилитационного центра. У каждого свой, индивидуальный путь. Есть случаи, когда, в результате взаимодействия нашей Ассоциации и отделов опек в муниципалитетах ребенок сразу попадает в семью, минуя казенные учреждения.
— Расскажите про ваш волонтерский региональный проект?
— Я более 17-ти лет занимаюсь детками, которые находятся в казенных учреждениях, поэтому хорошо понимаю, что волонтерство должно быть осознанным. Нельзя, пробегая мимо такого учреждения, заскочить и стать волонтером. Нужно понимать особенности этих детей. Ведь им не нужны спонсоры, им нужны друзья, которые возьмут на себя ответственность быть старшими товарищами. А таких людей не так много. И их необходимо научить быть наставником. Поддержка нашего проекта за счет краевой субсидии заканчивается в декабре (первоначально планировали на ноябрь, но пандемия внесла свои коррективы), но мы не планируем останавливаться. Будем подавать на следующий конкурс, а если не получим поддержку, будем искать другие ресурсы. Когда мы готовили проект, планировали ввести в него 10 наставников. На сегодня, их у нас уже 19. На днях еще семеро изъявили желание. Информация распространяется, и люди обращаются... Те, кто уже осознает, что нужно учиться находить подход к ребенку. Те, кто выбрал этот путь осознанно. Этих людей мы будем поддерживать и дальше.
— Как вы готовите наставников в рамках проекта?
— Программа включает в себя психологические блоки. Мы встречаемся с участниками проекта 11-12 сентября очно во Владивостоке, будем учить их практике работы с детьми. Ранее мы уже провели 16-ти часовой онлайн-блок. Опять же, планировали 12 часов, но в процессе работы поняли, что необходимо еще разобрать темы. Мы учим, как правильно слышать ребенка, рассказываем об особенностях детей, которые находятся в казенных учреждениях. Все они имели какой-то свой опыт, в том числе опыт негативного социального взаимодействия, искаженного взаимодействия между людьми, между старшими и младшими. Этому нужно научить наставника, чтобы он понимал, с какими проблемами может столкнуться. Очень важно, чтобы наставник не превратился в донора, который будет снабжать ребенка какими-то благами, не проговаривая, откуда эти блага берутся.
Также мы говорим об особенностях подросткового возраста. В основном в казенных учреждениях остались либо "сиблинги" — братья с сестрами, либо дети старшего возраста, которые либо сами отказываются идти в семью, либо для них не нашлись еще замещающие родители. Особый мир, особая сложность. У них свое представление о жизни, и мы рассказываем наставникам, как лучше услышать такого ребенка. Ведь главное для наставника — не навредить. А для этого нужно понимать базовые вещи.
На практическом семинаре будут работать тренеры, которые научат игротехнике, практическим правилам взаимодействия с детьми. Как себя вести, как завлечь ребенка какой-то профессией, как показать эту профессию так, чтобы ребенок "загорелся".
— Кто чаще всего идет в наставники?
— Наставником может стать человек от 21 года и старше. Такой отсчет не случайный — наставник должен иметь свой наработанный жизненный опыт, имел профессию, чтобы передать навыки ребенку. В любом случае, к каждому претенденту в наставники мы подходим индивидуально. С каждым беседуем, смотрим резюме, наличие всех необходимых справок. Это обязательное требование. Но главное — мы смотрим на самого кандидата. Не все, кто пришел в группу, станут наставниками, мы это понимаем, и люди это понимают. Они сами видят, что где-то у них провал. Мы их переводим на следующий этап обучения, и там либо доводим до наставника, либо расстаемся, если человек осознает, что это не его путь.
— Почему люди не справляются с ролью наставника в вашем проекте?
— Каждый раз индивидуально. У нас в процессе подготовки ушла одна девушка. Сама, потому что поняла, что представляла все совсем по-другому. Самое главное — не зайти в казенное учреждение из жалости. Это самая плохая мотивация, которая только может быть.
— А какая мотивация должна быть при приеме ребенка в семью?
— Это касается и замещающего родителя. Есть такое мнение, что детей нельзя выбирать. Мол, решили взять в семью, заходите и оформляйте, кого предложат. Но мы, кто прошел довольно большой путь приема ребенка в семью, говорим, что у человека должно "ёкнуть". Мы знаем очень много историй, когда приезжают за ребеночком голубоглазым, с бантами, трех лет, а забирают 15-летнюю девчонку из казенного учреждения. Таких историй очень много. Приезжают за мальчиком, уезжают с двумя девчонками.
Бывают такие замещающие родители, которые хотят изменить мир. Они просто кидаются на помощь детям, которые в этом нуждаются. У нас есть родители, которые брали деток сильно больных, буквально погибающих без родительского внимания. Такие случаи тоже есть, и они достойны уважения. Такими взрослыми двигает мотивация помочь этому ребенку. И в семье дети расцветают.
Любимое занятие замещающих родителей, что у нас, что за рубежом — это сравнение из серии "до и после". И состояние ребенка, когда от только заходит в семью, и по прошествии некоторого времени — небо и земля. Это — разные дети, разные глаза.
— Расскажите об охвате проекта и о том, что значит работать наставником?
— Проект "Наставник" охватывает 9 территорий. У нас в Ассоциации 9 клубов, поэтому эти территории мы и завели в проект. Но мы планируем после Форума открыть клубы приемных родителей во всех 34 муниципалитетах, соответственно и география наставников будет расширяться.
Когда мы только создавались, то понимали, что СО НКО (социально ориентированная некоммерческая организация) — это не обособленная единица, а структура большого механизма, который работает благодаря всем своим достаточно разным "винтикам". Это госаппарат, СО НКО, бизнес и так далее. Мы очень тесно работаем с министерством образования Приморского края. На этапе создания проекта мы встречались с представителями министерства, проговаривали , какие у нас возможности на территориях, потому что наставник должен иметь полномочия заходить в казенное учреждение. Это же не в магазин зайти. Нужно, как я говорила ранее, пройти проверочные этапы. В учреждениях, в свою очередь, психолог готовит деток. Ведь далеко не каждый ребенок готов к наставнику. Тем более, что наставник и ребенок должны подходить друг другу по интересам. Например, я люблю петь и рисовать, а ребенок любит заниматься робототехникой. И мы просто не подойдем друг другу. А наставнику и ребенку необходимо быть на одной волне. На этом этапе важна работа психологов в учреждениях, которые "подбирают" детей, готовых к наставничеству, осознающих, что наставник — не будущий родитель. Потому что очень страшно дать надежду ребенку и не оправдать ее.
Кто идет в наставники? Те, кто не может по разным причинам стать замещающим родителем, может, по возрасту или убеждениям. Но хочет быть этим детям другом. И ребенок должен понимать, что наставник — это не будущий родитель. Мы, конечно, все тайком надеемся, что они возьмут к себе детей в семью, но это всего лишь надежды. Наставник — это в первую очередь друг. Поэтому надо понимать, что он на 3-5 лет будет взаимодействовать с каким-то конкретным ребенком. Это ежедневный труд. Я сама была наставником девчонкам, одна из которых уже закончила ВУЗ с красным дипломом, вышла замуж и родила. Очень хорошая и интересная история. Она до сих пор, если ей плохо, может вечером позвонить. По началу, когда она только поступила в ВУЗ, звонила и рассказывала, как она борщ сварила. Так маме звонят, когда что-то случилось.
— Какова в Приморье динамика в отношении сиротства и замещающих семей?
— Мы начинали свою работу в сотрудничестве с министерством образования четыре года назад. Тогда ситуация с сиротством в Приморье была нелицеприятной. Наш регион был вторым с конца по приему детей в семьи. И началась очень плотная работа со всех сторон, и с нашей в том числе. В основном, за эти четыре года большинство детей ушли в семью. Это колоссальный прогресс. На сегодняшний день в казенных учреждениях остаются детки, у которых от трех и более братьев-сестер, либо дети, которые категорически отказываются уходить в семью по разным причинам.
Мы все это время работаем, чтобы научить наш социум, в Приморском крае в том числе, тому, что замещающая семья — это такая же семья, как и кровная. У нее есть свои проблемы, но ведь у кровной семьи они тоже есть. И нас не надо ставить на отдельную дорогу развития. Мы хотим идти со всеми вместе. Наши дети такие же, как и кровные, только с маленькими особенностями, которые необходимо знать школе, дошкольным учреждениям. Тогда проблем не будет. За эти четыре года очень сильно изменилось отношение к замещающим семьям, причем, в лучшую сторону. Намного легче стало. Нас слышат, принимают. С детьми стало проще в школе, в здравоохранении. Это работа всех структур, включая министерство образования, министерства труда и социальной политики ПК.
— За счет чего в Приморье произошел рост количества замещающих семей?
— Очень важную роль сыграло позитивное информационное поле. Информация может повернуть мир как к светлой, так и к темной стороне. Об этих детях нужно рассказывать, но не о том, как они ведут себя в стенах казенного учреждения, а как они ведут себя, выходя из него. Например, совместно с ПРО ВОД "Матери России" мы проводили мероприятие в Артеме — "День аиста". В нем участвовали 300 кандидатов в опекуны со всего края. Детки танцевали, пели, лепили. Как итог — 19 детей ушло в семи. Это колоссальный результат. Не сразу, но этих детей увидели. Очень много комплексных мероприятий проводится министерством образования, мы в них также принимаем участие. Детей нужно показывать, рассказывать о них честно. Если он гиперактивный, шило этакое, об этом нужно говорить. Потому что кто-то ищет именно такое шило. Огромный труд в устройстве детей в семью проделали сами казенные учреждения. Разработаны программы по устройству ребенка в семью, с детьми и кандидатами работают. И это работа продолжается. Это целая система.
— Можете ли вы сказать, что ваш проект "Равный равному" спас определенное количество семей?
— Да, я могу сказать это с уверенностью. Конечно, семейная политика не подлежит статистике, чтобы озвучивать какие-то цифры. Ведь это не машина, в которой прикрутил гайку, и она поехала. Можно только приводить примеры. Порой может "выстрелить" проблема, которую когда-то вроде бы удалось разрешить. У нас были случаи на грани возврата детей. Не потому, что ребенок плохой, а потому, что родителей охватывала паника, то они делают что-то не так. Случалось, что семья распадалась, потому что мужчина не выдерживал периода адаптации, и мы такую семью спасали. И это не бахвальство, а факт, наш проект хорошо лег на территорию. И мы будем идти дальше, неважно, получим под это гранты или нет. Нужно видеть глаза людей, которые приходят к нам на семинары, когда мы выезжаем в районы. Например, мы проводили семинар в Красноармейском районе зимой. Транспорт не ходил, но люди из деревни пешком пришли. Ну как к ним не поехать еще раз? Как перестать работать, прекратить проект из-за отсутствия финансирования? Конечно, мы будем работать дальше, потому что люди в нас верят.
Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "Забота общества". Цель проекта — максимально полно информировать население Приморья о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций Приморского края, помочь СО НКО обрести голос в медийном пространстве, способствовать формированию социальной ответственности у молодого поколения приморцев.