- ... насколько ваши представления о должности главы администрации города соответствовали реалиям?
- Мои представления были абсолютно адекватными. Будучи управленцем и политиком, я достаточно много и плотно сотрудничал, в том числе и с мэрами, и достаточно хорошо представлял их работу и проблемы, которые стоят перед муниципалитетами. Это, конечно, не значит, что мне в этом деле было знакомо абсолютно все: я так же, как и любой ответственный человек на новом месте, учусь и набираюсь опыта. В работе мэра есть много особенностей, которые отличают ее от работы, к примеру, руководителя предприятия. И, честно говоря, не всегда работа мэра выглядит выигрышнее с точки зрения возможностей.
- Например?
- Очень часто мы сталкиваемся с проблемами, требующими срочного решения. ...мы должны сначала объявить о проведении конкурсов, пройти согласования, затем выждать определенный срок, подвести итоги и так далее.
Действующее законодательство настолько сильно защищает муниципального служащего, что даже в случае его абсолютного несоответствия занимаемой должности уволить этого чиновника чрезвычайно трудно.
- Дороги, ЖКХ, детские сады... Думаю, нет нужды лишний раз говорить о самых горячих точках Владивостока. Хватило ли вам года, если не решить, то хотя бы нащупать пути решения этих заскорузлых проблем?
- Думаю, что удалось...
Например, по качеству ремонта дорог у меня были претензии. Тем не менее, факт налицо: построена новая дорога по ул. Выселковой и Тухачевского, расширена Алеутская, отремонтированы Партизанский проспект и еще более десятка улиц.
В ЖКХ тоже есть подвижки. К примеру, мне часто приходится лично контролировать деятельность управляющих компаний. Вопросов к ним очень много. Заставляем их работать.
Детские сады - одна из самых болезненных тем для нас. Наследство нам досталось просто катастрофическое. Но даже в такой ситуации мы смогли кое-что сделать. Расширили группы в действующих садах, что позволило создать 350 дополнительных мест, а это равносильно открытию двух детских садов. Сегодня капитально ремонтируем 185-й садик на Русской. Скоро его сдадут... Строить сады также планируем, но, как вы понимаете, в период кризиса на это пока трудно выкроить деньги.
Хочется все проблемы решить быстро, но, увы, это невозможно. Главное, считаю, это появилось поступательное движение к улучшению ситуации.
- Каковы успехи в борьбе с точечной застройкой? Понятно, что в кризис о строительстве говорить вообще не приходится, но все же...
- ...эту проблему, доставшуюся нам в наследство от прежних властей, мы также стараемся решать, прежде всего, в интересах горожан. Нами за год отменено несколько десятков разрешений на строительство, выданных с нарушениями законодательства. Угроза нависала и над несколькими скверами и другими зелеными зонами.
- Совсем недавно услышал итоги одного любопытного социсследования. Оказалось, Владивосток входит в тройку городов страны, жители которых менее всего довольны своей жизнью, а наш известный конкурент Хабаровск, наряду, кстати, с Москвой и Казанью, наоборот, вошел в тройку самых благополучных городов... На ваш взгляд, что за этим стоит?
- У нас, конечно, хватает проблем, но, давайте будем откровенны. Такого количества машин на тысячу жителей нет нигде в России. Я уже не говорю об обилии "Ленд Круизеров" и прочих недешевых машин. Это что - от нашей бедности? А квартиры у нас, почему так дороги - цены почти на уровне Петербурга? Прежде всего, потому, что их есть, кому покупать по такой цене. И так далее. Накладывает на наших горожан свой отпечаток и портовый статус города. Это, конечно, несколько другие нравы. Наши люди более активны, более самостоятельны в своих решениях, более авантюрны, если хотите. Но и более критичны. Потом здесь тысячи людей еще с советских времен повидали мир, и им есть с чем сравнивать жизнь в родном городе.
Да, согласен, не все еще в порядке и с городским хозяйством, но эти проблемы реально копились десятилетиями. Такими событиями, которые происходили у нас в 90-е годы, вряд ли какой город похвастаться может. А это никак не могло способствовать налаживанию нормальной жизни.
Помимо этого хотел бы отметить, что хотя в Хабаровске живет меньше людей, чем во Владивостоке, но в то же время, бюджет этого города чуть ли не в два раза больше.
- Почему?
- Потому что в предыдущие годы слишком много городского имущества и земель было роздано направо и налево. Хабаровск получает от аренды муниципальных помещений миллионы рублей.
- А что лично для вас значит быть мэром Владивостока?
- Во-первых, для меня это значит не просто быть, а работать. Я считаю, что нормальный мэр - это в первую очередь хозяйственник, а не политик. Для сегодняшнего Владивостока это особенно важно, потому что, образно говоря, здоровье нашего города было серьезно подорвано и на его восстановление уйдет еще много лет, а значит, надо много работать... Мы живем во время, когда рождаются новые символы города - мосты, федеральный университет, и многое другое. И для меня лично ценно, что я непосредственно участвую в этих эпохальных событиях. Владивосток - удивительный город, которому выпал уникальный шанс сделать серьезный прорыв в развитии.
Р.S.
Прочитав интервью с мэром, невольно задаешься вопросом: а где же реальные результаты работа за год. Отремонтировали дорогу там, садик сям, управляющие компании я лично заставляю работать... Во всем виноваты проблемы десятилетий, предыдущие нерадивые руководители и придирчивые владивостокцы. Зато греет главу города причастность к "стройке века". Наверное, заслуги Игоря Пушкарева стоят того, чтобы отметить памятными знаками мэра строящиеся мосты. А за "плотную и конструктивную работу и с думой города, и с губернатором, и с полпредством президента, и с федеральной властью", хоть памятник ставь. Вот только кому из горожан интересно, насколько у главы города с кем плотные отношения? Народу детские сады подавай, больницы, дороги, доступные продукты...