Проекту по созданию нового туристического объекта на Стеклянухинском городище, поддержанному и широко анонсированному губернатором Приморского края Олегом Кожемяко, серьезно угрожают так называемые "черные копатели". Не успели археологи ДВО РАН приступить к раскопкам средневековых древностей для последующей музеефикации и создания археолого-этнографического парка в окрестностях села Стеклянуха, как туда потянулись вереницы грабителей культурного наследия. Один из них попытался произвести незаконные раскопки прямо в присутствии ученых, сообщает ИА PrimaMedia.
В четверг, 13 августа, во время предварительных археологических работ по установлению границ и фотосъемки современного состояния средневекового городища Стеклянуха-2 на сопке Бойцовой, научными сотрудниками Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока была пресечена попытка проведения незаконных раскопок, а фактически грабежа археологического памятника.
По словам старшего научного сотрудника Института, кандидата исторических наук Станислава Прокопца, во время проведения геодезической съемки древнего памятника был замечен человек, ведущий поиск с помощью металлодетектора и раскопки при помощи лопаты.
— Мы попытались провести с молодым человеком разъяснительную беседу, предупредили его, что он проводит незаконные раскопки на археологическом памятнике. Обычно в таких случаях "черные археологи" прекращают копать и уходят, но в нашем случае произошло не так, — рассказал Станислав Прокопец.
В адрес ученых из ДВО РАН посыпалась грубая нецензурная брань и угрозы физической расправы. После убедительных требований покинуть территорию городища, "черный копатель" покинул сопку Бойцовую. Ученые успели сфотографировать злоумышленника и готовы предоставить фото правоохранительным органам.
Как рассказали в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, проблема грабежа культурного наследия, будь то древнее городище или сооружения "Владивостокской крепости", остро стоит для Приморского края. На сегодняшний день полностью разграбленными оказались Иннокентьевское, Щербаковское, Лазовское и многие другие средневековые городища, неоднократно совершаются попытки разграбить металлические конструкции, сохранившиеся на фортах Владивостокской крепости.
В лучшем случае, артефакты, которые добываются незаконно, оседают в частных коллекциях в России, однако зачастую они продаются в страны Восточной Азии. Изредка правоохранительным органам удается пресечь вывоз культурного наследия. Однако это не устраняет главную причину — саму деятельность так называемых так называемых "черных археологов".
— То, что произошло на месте Стеклянухинского городища, по моему мнению, совершенно бессовестные и противоправные действия, которые, к сожалению, приобрели уже катастрофический масштаб для региона, — сказал Виктор Шалай, директор музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева, являющегося оператором проекта. — И касается это уже не только деятельности так называемых "черных археологов". Наблюдается какой-то повальный вандализм по отношению к памятникам истории и культуры, будь то мемориалы, или какие-то захоронения и кладбища, или старинные дома. Все подвергается разграблению.
Происходит это и во Владивостоке (печальные примеры — разграбление ограды вокруг памятника Невельскому, растаскивание старинной подпорной стены на Светланской, повреждение захоронения участников Русско-Японской войны с служащих Владивостокской крепости на острове Русском), и в других населенных пунктах Приморья.
— То, что происходит с Владивостокской крепостью вообще неописуемо. За последние 20 лет этот памятник истории и фортификационного искусства потерял больше, чем за все советское время. Целые бригады, вооруженные современным оборудованием, ездят по объектам крепости и снимают металлические части и все, что имеет хоть какой-то коммерческий интерес, — отметил собеседник агентства.
По его словам, такой же наглой и циничной является попытка незаконных раскопок на Стеклянухе. Новость о губернаторском проекте, в результате которого должен возникнуть новый объект туристического притяжения в Приморье, широко растиражировали СМИ региона. На обе площадки археологических раскопок уже заехали специалисты. Для "черных археологов" это стало сигналом того, что здесь можно успеть поживиться.
— Это говорит о том, что для представителей этих сообществ никаких границ не существует, и никто для них не указ — ни губернатор, ни правоохранительные органы, ни собственная совесть. Ситуация зашла очень далеко, если уж "черные археологи" занимаются незаконными раскопками прямо на глазах аккредитованных участников проекта, да еще угрожают им физической расправой, — сказал Виктор Шалай. — Я очень надеюсь, что публикация ИА PrimaMedia положит начало какой-то серьезной информационной кампании, которая привлечет внимание к этой проблеме систематическое внимание органов внутренних дел, прокуратуры и всех органов государственной власти, способных так или иначе может повлиять на данную ситуацию.
Добавим, что совсем недавно решениями Приморского краевого суда 17 редких артефактов культуры чжурчжэней были изъяты из частной антикварной галереи и переданы управлению Министерства культуры РФ по Дальнему Востоку.
Археологические артефакты были обнаружены и изъяты в начале 2020 года пограничниками в одной из антикварных галерей Владивостока. Ценности не были снабжены документами на право отчуждения или распоряжения ими, в том числе подтверждающими их законный ввоз на территорию страны и могли быть утрачены для РФ. По решению суда их вернули государству, и они пополнят коллекции музейных фондов.
Изъятые предметы археологии датированы VIII — XIII вв. Коллекция оценена более чем в 2,5 миллиона рублей. Эксперты относят их к культурным ценностям, имеющим особое значение, такие находки крайне редко встречаются на археологических памятниках.
Среди артефактов — несколько бронзовых зеркал круглой формы с орнаментами и регистрационными надписями XII-XIII вв., наременные накладки и антропоморфные бронзовые миниатюрные скульптуры, которые встречаются в чжурчжэньских памятниках эпохи Цзинь (1115-1234) и государства Восточное Ся. Этим же периодом датируются металлические цепи и кандалы, хорошо сохранившиеся фарфоровые чаши, представляющие собой продукцию сорта Диньяо, выпускавшуюся в печах Динчжоу провинции Хэбэй с конца VIII века до первой трети XIII века (эпохи Тан, Сун и Цзинь).