По словам Мансурова, в целом объем производства судостроительных предприятий округа в 2008 году снизился на 9%. И значительно сократилось гражданское производство - на 38%. При этом общеотраслевой рост гражданской судостроительной продукции составил 60% по прошлому году.
- Объем производства в 2009 году. по прогнозу, будет практически таким же, как и в 2008-м. Особенностью структуры товарного выпуска Дальневосточного центра является малая составляющая экспортной продукции - всего 1% при общеотраслевом показателе - около 30. В данном случае, конечно, нужно учитывать еще и иностранный заказ Амурского завода, который формально является гособоронзаказом, - сказал замминистра.
На территории Дальневосточного федерального округа расположено 25 предприятий, относящихся к судостроительной промышленности. В целом они обеспечивают около 6% промышленного производства всего российского судостроения, сказал Мантуров. Численность всех работающих на всех судостроительных предприятиях Дальнего Востока составляет около 22 тысяч человек. При этом общее сокращение численности с 2004 года составило 26 %. Средняя заработная плата по предприятиям за 2008 год - 14 тысяч рублей. Мы планируем увеличение в 2009 году примерно на 12 %. Объем производства всех судостроительных предприятий Дальневосточного округа по 2008 году составил 9,6 миллиарда рублей, из них 6,4 - по Дальневосточному центру судостроения.
По словам Мантурова, судостроительная промышленность Дальневосточного федерального округа обладает рядом характерных особенностей. В первую очередь, это отсутствие ведущих конструкторских бюро и поставщиков основного комплектующего оборудования. Во-вторых, это значительная удаленность предприятий друг от друга.
- Могу привести только один пример Хабаровского судостроительного завода. Я докладывал, Владимир Владимирович: до доводочной базы во Владивостоке путь занимает 2200 километров и только 900 километров из них - это непосредственно по Амуру, - сказал Мантуров
Он добавил, что судостроительные и судоремонтные предприятия региона непосредственно участвуют в обеспечении национальной безопасности страны по нескольким критериям.
- Это строительство и ремонт кораблей для Тихоокеанского флота. Строительство транспортных и рыбопромысловых судов - как часть продовольственной безопасности. Поставка уникальных плавучих и стационарных морских сооружений и необходимого технического флота для разведки и добычи углеводородного сырья на Арктическом и дальневосточном шельфах России - как часть топливно-энергетической безопасности. Третья составляющая, а также географическое, геополитическое расположение предприятий обуславливает необходимость дальнейшего развития судостроительного комплекса в Дальневосточном округе, - сказал замглавы Минпромторга РФ.
Для сохранения и развития судостроительной промышленности в этом регионе был создан Дальневосточный центр судостроения. Это составная часть Объединенной судостроительной корпорации. В состав центра входит около десяти предприятий. Из них четыре судоремонтных завода, переданных Министерству обороны, и пакет акций трех судостроительных заводов.
- В частности, по тридцатому судоремонтному заводу: мы вынесли его за скобки указа. И после восстановления финансово-экономического положения предприятия в ближайшее же время такое решение будет принято на комиссии по поддержке предприятий ОПК. И, соответственно, завод будет довнесен в головную компанию - непосредственно в ОСК.
Производственная деятельность предприятий судостроительной отрасли округа характеризуется низким уровнем рентабельности. Финансовое положение этих предприятий на сегодняшний день является неустойчивым. В федеральных целевых программах в части капитального строительства участвуют следующие заводы: завод "Звезда" в рамках ФЦП развития ОПК по обеспечению ремонта атомных подлодок третьего поколения, ФЦП обеспечения ядерной и радиационной безопасности по ликвидации определенных отходов. Объем финансирования до 2015 года составит 469 млн. рублей. И по Хабаровскому судостроительному заводу: в рамках опять же ФЦП развития ОПК строится буксир для военных кораблей. Объем финансирования до 2012 года составит 293 миллиона рублей.