Из-за эпидемии коронавируса в Приморском крае, как и во всей России, с марта по май 2020 года общеобразовательные школы были вынуждены перевести своих учеников на дистанционное обучение. Вся третья четверть далась и учителям и самим учащимся и их родителям нелегко. О проблемах, способах их решения и ближайших перспективах специально для ИА PrimaMedia высказались опытные приморские педагоги Елена Вячеславовна Ощепкова, Елена Николаевна Мужилко и Людмила Ивановна Новикова.
Начало учебного процесса
В прошедшем учебном году последние месяцы выдались для учеников и учителей труднее, чем в прошлом. Отсутствие оборудования, стабильного интернета и опыта в проведении онлайн-конференций вызвало много трудностей в образовательном процессе. Учителя рассказали о проблемах системы удаленного образования и о том, как можно попытаться избежать их в будущем.
Преподаватель географии Елена Ощепкова поделилась собственным опытом: "Обучение проходило на платформах "Якласс", "УчиРу", не все дети могли учиться на каждой и них, часть работала на одной, часть на другой, были трудности с регистрацией, дети не знали навигацию сайтов. Были сложности в оценке работ — невозможно проверить, кто именно выполнил задание, сам ученик или его родители. Помимо всего прочего, действующие нормы СанПиНа в условиях вынужденного перехода школы на дастанционное обучение оказались далекими от реальности, что также негативно сказалось на работе как учителей, так и учащихся".
Дисциплина в период онлайн-конференций начала проседать
По словам Елены Вячеславовны, интернет и всё самое необходимое для проведения обучения были не у всех, что вызывало много трудностей при работе и проверке заданий. Технически реализация подобного образования оказалась затруднительна. Приходилось менять операторов связи. За весь трафик, что уходил на десятки видео, сотни файлов и тысячи фотографий, платили как учителя, так и ученики, к тому же в районах, вдали от крупных городов, не везде есть хоть какая-то связь. Телефоны и компьютеры имели не все дети, многим приходилось ждать родителей с работы, чтобы использовать их телефоны. Техника перегревалась из-за большой нагрузки, а память приходилось постоянно чистить от устаревших файлов с домашним заданием.
"Если на уроках была дисциплина, — рассказывает учитель, — то во время онлайн-конференции некоторые дети, уверенные в своей безнаказанности, могли позволить себе вольности, в надежде, что их голос не определят. Из-за чего приходилось регулярно проводить беседы с родителями, чтобы это прекратилось. Большинство детей откладывало работу на следующий день".
Плюсы обучения на расстоянии
Несмотря на перечисленные минусы, система удаленного образования имеет и много плюсов. Практичность в использовании, мобильность, облегчение учебного процесса, доступность и экономия на транспорт и школьные принадлежности. Своими мыслями по этому поводу поделилась Елена Мужилко, учитель русского и литературы:
"Обучение на расстоянии позволяет школьникам не пропускать занятия по тем или иным причинам. Чтобы не отстать от программы, достаточно только включить компьютер, и вы уже на занятии. Особенно выгодно дистанционное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас или ученик приходит в школу для индивидуального занятия, или учителя-предметники ходят к больному ребенку домой. Все испытывают при этом определенный дискомфорт".
Работа над ошибками
С плюсами дистанционного образования согласна и Людмила Новикова, учитель русского и литературы, "Отличник просвещения Российской Федерации": "Чтобы дистанционное образование стало качественным в будущем, нужно сейчас проработать в нем каждую деталь, начиная от телефона в кармане ученика до платформ и опытности учителей.
Прежде всего, необходима нормативно-правовая база. Важно проработать систему образования на расстоянии. Мы всё равно к этому придем, и совсем скоро. Кроме того, нужно учитывать проблемы социализации детей. Живое общение не только с учителем, но и с одноклассниками важно для формирования личности", — уверена учитель.
Если система дистанционного образования в школах будет разработана и продумана до мелочей, то такая форма даст видимый прогресс и максимальные результаты. В противном случае дистанционное образование просто еще больше отдалит детей от образовательного процесса, считают специалисты.