Камнем преткновения стала регистрация вспомогательного флота, основная часть которого еще с постперестроечных времен и по сегодняшний день стоит на учете в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС МЧС РФ). Действующее российское законодательство не позволяет владельцам маломерного флота оказывать услуги буксировки, или морских перевозок, поскольку для этого необходимы соответствующие лицензии. А на суда, стоящие на учете в ГИМСе, такие лицензии не выдают - чтобы их получить, необходимо зарегистрировать флот в Государственном реестре судоходства.
"Соблюсти все требования российского регистра маленьким судам вспомогательного флота практически нереально. Нам нужно чуть ли не полностью переоборудовать флот, переучивать плавсостав, создавать дополнительные штатные единицы. В итоге, затраты на регистрацию одного судна в Государственом реестре судоходства, по нашим подсчетам в четыре-пять раз превысят стоимость самого судна. Мы считаем, что это неправильно – предъявлять одинаковые требования к малому флоту и к крупным судам неограниченного района плавания", - говорит Александр Жилкин, директор ООО "Урак".
По словам владельцев вспомогательного флота, большинство предприятий на протяжении почти двух десятков лет осуществляли свою деятельность судами, зарегистрированными в ГИМСе, и ни у кого, в том числе и у правоохранительных органов, это не вызывало никаких вопросов. Поэтому уголовное преследование за незаконное предпринимательство стало для них полной неожиданностью.
Ситуация осложняется тем, что претензии к предприятиям малого флота предъявляются как раз в канун летнего завоза грузов в поселки необорудованного побережья Магаданской области. Доставлять грузы в труднодоступные населенные пункты области сегодня просто некому.
"К нам обращаются компании, поставляющие в область жизненно-важные грузы, с запросом на рейдовую разгрузку. Буквально вчера мы вынуждены были дать отрицательный ответ по поводу разгрузки угольного транспорта на рейде Северо-Эвенска в период летней навигации. Ведь мы на сегодняшний день не имеем законной возможности работать.
Вместе с тем, все побережье Магаданской области – это сплошь необорудованный берег. Нормальная жизнедеятельность расположенных там населенных пунктов немыслима без малого флота. Почему же судовладельцы сегодня остались один на один с проблемой? На наши многочисленные обращения администрация области пока никак не отреагировала" - говорит Александр Жилкин.
Владельцы маломерного флота просят усовершенствовать законодательную базу, касающуюся прибрежного мореплавания, чтобы "вспомогательный флот не оставался за рамками правового поля, а продолжал добросовестно выполнять свою работу". Если за короткое время, оставшееся до летней навигации, не будет найден выход из законодательного тупика, многие населенные пункты магаданской области окажутся под угрозой ЧС.