ВЛАДИВОСТОК, 15 апреля, PrimaMedia. В России реализация кредитных автомобилей, переданных из залога, в I квартале 2009 года выросла в два раза, сообщает газета "Ведомости". Как обстоит ситуация с невыплаченными автокредитами во Владивостоке, выяснял корр. РИА PrimaMedia.
"Ведомости" рассматривают ситуацию на примере Санкт-Петербурга. Так с начала года клиенты стали на 8% чаще обращаться с просьбами рефинансировать задолженность, перевести валютный кредит в рублевый или снизить ежемесячный платеж за счет увеличения срока, говорит руководитель центра автокредитования филиала "Санкт-Петербургский" ОАО "Альфа-банк" Нагорная. В прошлом году в Петербурге продано в кредит около 100 000 машин, полагает замдиректора департамента по претензионной работе Балтинвестбанка Андрей Аронов. С оценкой согласен руководитель одного из петербургских дилеров. В этом году банки отдали на реализацию в его салон несколько десятков автомобилей. В начале 2008 г. это были единичные случаи, вспоминает он. Машины возвращают примерно 1-1,5% получивших кредит, оценивает Евгений Пекарский, гендиректор "Атлант-М Лахта", который продает машины заемщиков нескольких банков. По словам Аронова, его банк реализовал в I квартале шесть автомобилей.
Доля проблемной задолженности по автокредитам — менее 1%, говорит директор управления кредитования частных клиентов Северо-Западного банка Сбербанка Вячеслав Шемякин. По оценке Пекарского, примерно 1-1,5% заемщиков продают машины, чтобы расcчитаться с банком. Обычно возвращают машины возрастом до года, а больше всего пострадали заемщики, взявшие кредит в сентябре — октябре, рассказывает он. На продажу идут машины, кредит на которые получен год назад, в основном среднего ценового диапазона, согласен Шемякин. Либо клиент под контролем сотрудника банка выставляет авто на продажу в салон или сам подыскивает частного покупателя, либо выдает генеральную доверенность на реализацию автомобиля сотруднику банка, объясняет Нагорная. ПТС залоговой машины находится в банке, так что продать машину самостоятельно трудно, говорит Аронов.
По словам руководителя одного из московских дилеров, работающих в Петербурге, изъятые банками машины продаются на 15-20% дешевле новых. Комиссия салона — в среднем 35 000 руб. Пока таких автомобилей немного, но к осени они могут занять до 5% рынка подержанных машин, оценивает директор по продажам "Аларм моторс" Михаил Шевельков, пишут "Ведомости".
Во Владивостоке сотрудники банка ВТБ 24 заверили корр. РИА PrimaMedia, что проблем по не выплате автокредитов у них пока не было. "Быть может кто-то и брал обычный потребительский кредит на покупку автомобиля, а потом продал автомобиль, чтобы погасить кредит, но мы об этом не знаем", - сказала консультант контактного центра. В банке "Приморье" ответили, что продать автомобиль без ведома банка не удастся, так как ПТС на автомобиль хранится в банке. В случае задолженности банк выставляет пеню и продает автомобиль по цене оценщика (обычно эта цена ниже рыночной). В Примсоцбанке сотрудник претензионного отдела сказал, что не готов назвать конкретную цифру неуплаты по кредитам, но заверил, что она "небольшая". В компании "Саммит Моторс Владивосток", ответили, что ни банки ни физические лица не обращались с просьбой продать автомобиль по невыплаченному кредиту.
Видимо, автомобильная кредитная история у жителей Владивостока пока лучше, чем у их западных соотечественников. Возможно, это связано с тем, что основной объем автокредитов берется на бывшие в употреблении японские автомобили, которые стоят на порядок дешевле своих новых собратьев купленных в салонах.
Кстати, специалисты советуют, что если вы по какой-либо причине не можете выплатить автокредит, то самой выгодной схемой будет следующее: самостоятельно найти покупателя, привести его в банк, осуществить куплю-продажу и, если вы продали автомобиль дороже, чем сумма вашей задолжности банку, то даже получить на руки оставшиеся деньги.