Пандемия коронавируса оказала влияние на все сферы нашей жизни. Находчивые мошенники пользуются ситуацией в своих целях и уже придумали новые схемы по выманиванию денежных средств у доверчивых граждан. Об основных уловках злоумышленников и основных правилах безопасности ИА PrimaMedia попросило рассказать специалистов организаций, которые сталкиваются с жалобами потребителей на те или иные виды мошенничества, — Роспотребнадзора и Сбербанка.
Сотрудники Роспотребнадзора рассказали, что в последнее время участились случаи, когда мошенники выходят на граждан с самыми разнообразными предложениями, спектр которых простирается от продажи несуществующих товаров до участия в несуществующих благотворительных акциях. К примеру, они могут предлагать к продаже очистители воздуха, удаляющие возбудителя коронавируса, или маски с фильтром, отсеивающим вирус. Стоимость может быть сильно завышена, хотя эффективность таких средств не доказана.
Также гражданам могут поступать уведомления об оплате несуществующих штрафов по СМС, предложения о покупке методических материалов, которые обычно распространяются бесплатно, и даже предложения от работодателей, правда, требующие при этом немедленной покупки каких-то обучающих материалов.
Следует быть бдительными при телефонных разговорах: популярны схемы, когда гражданам сообщают о контакте с подтвержденным носителем вируса и о том, что придут специалисты для проведения платного анализа, либо когда гражданам поступают запросы конфиденциальных личных данных для предоставления мифической господдержки, компенсации ущерба от вируса и т.п.
Все подобные обращения следует тщательно перепроверять, ведь переведенные в таком случае деньги, скорее всего, вернуть не удастся.
В Сбербанке подтвердили, что кибермошенничество в условиях пандемии принимает новые формы, охота идёт за персональными данными клиентов, которые могут предоставить преступникам доступ к финансам граждан.
Чтобы не попасться на уловки мошенников, банк рекомендует соблюдать следующие меры предосторожности:
- Если вы видите в почте письмо со словом "коронавирус" в теме, будьте осторожны и не переходите по ссылкам — там может оказаться сайт-ловушка.
- Внимательно проверяйте ссылки в письме, особенно короткие. Не оставляйте свои данные на подозрительных сайтах.
- Доверяйте только официальным аккаунтам Сбербанка в соцсетях и не сообщайте никому пароли из СМС и номера.
- Будьте бдительны при телефонных звонках – мошенники часто представляются сотрудниками службы безопасности банков. В отличие от мошенников, сотрудники банка никогда не запрашивают данные карт, пароли и коды, они не переключают клиентов на "робота", которому якобы необходимо продиктовать пароли или номера карт.
- Никогда не совершайте операции с картой под диктовку третьих лиц. Сотрудники банка не предлагают клиенту под видом спасения его средств перевести средства на "защищённый счет".
- При малейших сомнениях обращайтесь в банк.
Стоит отметить, что тема коронавируса мошенниками в основном эксплуатируется в электронных каналах: по электронной почте, в мессенджерах, социальных сетях, интернете.