Китайская делегация неоднокрасно отмечала. что КНР заинтересован в торговле с Россией. Советник по торгово –экономическим вопросам Генерального консульства КНР в Хабаровске Ли Юе пригласил всех присутствующих на ярмарку в Гуанджоу.
Между тем, как сообщает управление коммерции провинции Хэйлунцзян, за первые два месяца текущего года товарооборот между провинцией Хэйлунцзян и Россией сократился на $430 млн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как следствие, объем внешней торговли в провинции снизился на 15%. В январе-феврале 2009 года количество русских и китайцев, которые пересекли границу на КПП Хэйлунцзяна, уменьшилось на 34,8% по сравнению с тем же периодом 2008 года, грузооборот сократился на 59%. Закрылись некоторые китайские предприятия, занимавшиеся торговлей с Россией.
Однако известно, что российская стона ужесточила таможенные и технологические требования к продукции соседей. Что же собирается Китай предпринимать в данной ситуации?
Правительство КНР теперь намерено сделать ставку на освоение и использование ресурсов Дальнего Востока России, а также содействие сотрудничеству в области энергетики, недвижимости и поставок сырьевых материалов.
Осложняет торговые отношения с Китаем и борьба с "помогайками". В самом же в Китае лишь в начале этот вид бизнеса презрительно характеризовали как нецивилизованный и "челночный", а теперь стали почтительно именовать "народным". В России "народный бизнес" запретили, и теперь тот же самый товар ввозится большими партиями крупными фирмами, чаще всего московскими, и продается с большой наценкой в дорогих бутиках.
Недавно стало известно, что российские власти хотят попытаться вдохнуть жизнь и в увядающую отечественную обувную промышленность. Минпромторг рассматривает возможность повышения размера пошлины на импортную обувь с 10% до 16% от цены декларирования. Эта мера, по задумке чиновников, должна защитить отечественного товаропроизводителя и стимулировать внутреннее производство. Не трудно догадаться, как это скажется на внешней торговли с Китаем.
Но РФ все равно оптимистично относится к торговли с Китаем, на презентации Кантонской выставки с российской стороны выступили заместитель начальника департамента международного сотрудничества и туризма администрации Приморского края Дмитрий Сотник и председатель торгово – промышленной палаты Приморского края Владимир Брежнев, которые поблагодарили китайскую сторону за укрепление торгово-экономических отношений между странами. И посоветовали российским бизнесменам внимательно смотреть на все прилагаемые к продукции сертификаты и документацию в связи с ужесточением российских ГОСТов на качество импортной продукции .
В свою очередь, один из российских бизнесменов, попросил китайскую сторону сделать ставку прежде всего на качество, хотя понятно, что к 15 апреля произвести что либо никто не успеет.
Нынешняя ярмарка будет экспортно – импортной, что означает возможность использовать Китай как рынок сбыта. Однако это будет сделать не так то просто - дело в том, что длительное отсутствие российских товаров в Поднебесной привело к тому, что они перестали ассоциироваться у китайцев с качеством. Приходится преодолевать и другие барьеры, например, в виде Главного управления КНР по надзору за качеством и карантину. Здесь требуют предоставить массу информации и документов. Известны случаи, когда выдача разрешений затягивалась на пять-шесть лет.
При этом открытие китайского бизнес-направления не сразу начинает приносить прибыль. Опыт российских фирм показывает, что срок окупаемости инвестиций в Китае больше, чем в других странах. Выход на этот рынок – работа на будущее. А такой подход могут позволить себе не все, особенно в период так называемого мирового экономического кризиса.
Но все же шансы закрепиться на китайском рынке есть у многих российских компаний, производящих продукты питания. Стоит вспомнить, что в Поднебесной мало качественных молочных продуктов. Они либо невкусны, либо стоят очень дорого (о вредных умолчим). В качестве перспектив можно отметить продажу российского алкоголя, который приходится по вкусу китайцам, или шоколада. Но, как можно понять из замечаний уже работающих с Китаем бизнесменов, российские пищевики не спешат в Поднебесную только потому, что они перманентно заняты активным дележом российского же рынка. В результате, у одних не хватает времени, у других – сил.
После презентации российские бизнесмены имели возможность пообщаться напрямую с представителями китайской стороны. Стоит отметить, что представители многих российских компаний довольно хорошо изъяснялись на китайском, некоторые на английском, большинство из китайцев знали русский язык. Это показывает, что у обоих стран есть стремление к сотрудничеству.
Напомним, что международная экспортно-импортная ярмарка в Гуанчжоу насчитывает 50-ти летнюю историю. Начиная со 101-ой, выставка переименована в ярмарку экспортно-импортных товаров в целях поощрения импорта. Общая выставочная площадь более 600000кв.м. Ярмарка ежегодно привлекает внимание более 200000 посетителей из 200 стран и регионов мира. В 2009 году состоится 105-я экспортно-импортная ярмарка. Помимо выставки, для участников организуются бизнес встречи и экскурсии.