Инвестпрограмма "Транснефти" на этот год составляет 217 млрд руб. По словам президента компании Николая Токарева, из собственных средств она профинансирует программу на 30%, остальное - за счет займов. В частности, планируется выпустить долгосрочные инфраструктурные облигации на 135 млрд руб. сроком от трех до двенадцати лет. При этом компании необходимо рассчитываться с кредиторами. В октябре прошлого года общий долг "Транснефти" составлял 361,2 млрд руб., из них 61 млрд - краткосрочные займы. На прошлой неделе она разместила 35 млн десятилетних бумаг с правом досрочного погашения номиналом 1 тыс. руб. каждая. В качестве поручителя по займу выступила "дочка" компании - "Сибнефтепровод".
Теперь "Транснефть" решила обратиться за поддержкой к банкам. Точная сумма кредита - 12,894 млрд руб. Как сообщают в Сбербанке, средства предоставлены для финансирования строительства первой очереди трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан. В начале года г-н Токарев сообщал, что расходы на сооружение ВСТО после индексирования на размер инфляции возросли на 21%: если в прошлом году проект оценивался в 322 млрд руб., то теперь - в 390 млрд. С 43 до 60 млрд руб. подорожало и строительство нефтеналивного терминала в Козьмино.
На помощь компании пришло и правительство. Вице-премьеру Игорю Сечину в феврале удалось договориться с Китаем о предоставлении "Транснефти" кредита на 10 млрд долл. Как заявляли в компании, эти средства должны пойти на строительство ответвления до границы с Поднебесной, а также на финансирование проекта ВСТО. Правда, получить эти деньги компания сможет только после подписания межправительственного соглашения. Визит премьера Китая Вэнь Цзябао в Москву запланирован на июнь. Между тем г-н Токарев обещал, что строительство ответвления начнется в апреле, ожидая, видимо, получить деньги к этому сроку.
"Сейчас перед "Транснефтью" стоит задача погасить задолженность. Кроме того, завершается строительство первой очереди ВСТО, в которое сейчас также необходимо вкладывать. Деньги по китайским кредитам еще не получены, и когда это состоится, не очень понятно, - говорит аналитик "Тройки Диалога" Валерий Нестеров. - Получать деньги от российских банков, естественно, гораздо выгоднее, чем от иностранных, ведь "Транснефть" входит в число предприятий, которым господдержка гарантирована".