На сегодняшний день корпоративные университеты созданы в большинстве крупных российских компаний, сопоставимых с ОАО "РЖД" по масштабам деятельности. Причиной их создания стали растущие требования работодателей к сотрудникам в плане повышения уровня компетентности и способности овладения новыми знаниями, а также к уровню подготовки принимаемых на работу выпускников высших учебных заведений. При этом подготовка работников по программам высшего профессионального обучения не является задачей Корпоративного университета (КУ). КУ в первую очередь является методологом, координатором, организатором предоставления услуг по развитию и обучению работников.
Для ОАО "РЖД" и Холдинга "РЖД" создание корпоративного университета особенно актуально. Это обусловлено тем, что в Холдинге работает значительное количество профессиональных управленцев, в совершенстве владеющих "железнодорожными", т.е. техническими знаниями. Однако объективно не хватает менеджеров, обладающих одновременно и узкоспециализированными отраслевыми знаниями, и компетенциями в сфере менеджмента, стратегического планирования и прогнозирования, управления проектами, процессами и активами.
Старший вице-президент ОАО "РЖД" Борис Лапидус, выступая на правлении, отметил, что менеджмент вновь создаваемых дочерних обществ и внутренних бизнес-единиц нуждается в интенсивном бизнес-образовании, расширении знаний в сферах корпоративного управления, стратегического и финансового менеджмента, маркетинга, информационных технологий, управления бизнесом в широком смысле слова.
Отдельным направлением является подготовка менеджеров, способных эффективно реализовывать международные проекты Холдинга РЖД, общаясь при этом с зарубежными партнерами "на одном языке" - как в лингвистическом, так и в профессиональном аспекте.
- Корпоративный университет не заменит, а органично дополнит существующую систему обучения и развития персонала в Холдинге, агрегировав все имеющиеся методические и структурно-организационные решения и обеспечив качественный прорыв в уровне профессионального развития персонала на направлениях, признанных приоритетными с точки зрения стратегии, - подчеркнул Б.Лапидус.
Таким образом, целью создания КУ ОАО "РЖД" является формирование эффективного механизма инновационного развития управленческого персонала компании.
Важнейшим направлением работы предполагаемого к созданию КУ станет методическое обеспечение процесса обучения. На основе стратегии Холдинга и анализа перспектив развития бизнес-среды КУ будет определять актуальные направления развития и обучения работников, разрабатывать соответствующие программы, учебные планы и учебные материалы (включая бизнес-кейсы в сфере железнодорожного транспорта, которые на сегодняшний день фактически отсутствуют), обеспечивать поддержку внешних преподавателей и тренеров в целях максимальной адаптации учебных материалов к специфике деятельности Холдинга.
По результатам всестороннего правового и финансово-экономического анализа создание КУ ОАО "РЖД" предлагается в виде автономной некоммерческой организации, осуществляющей в среднесрочной перспективе четыре основных функции – формирование компетенций персонала и его оценка, текущее опережающее обучение и развитие персонала и управление знаниями.
Правление компании одобрило изложенную концепцию и приняло решение разработать в установленном порядке бизнес-план по созданию и пакет документов КУ для рассмотрения на совете директоров ОАО "РЖД".