Как сообщают федеральные СМИ, крупным московским сетям пока удается сохранять магазины в торговых центрах во многом благодаря тому, что арендодатели идут навстречу и снижают арендные ставки. Участники рынка рассказывают, что в зависимости от ТЦ дисконт может составлять от 10 до 30%, а с некоторыми компаниями заключаются договоры, согласно которым арендная плата зависит от трафика магазина. "С октября мы пересмотрели договоры аренды со всеми нашими арендодателями", — рассказала РБК daily представитель компании Finn Flarе Екатерина Русакова. Коммерческий директор компании Jeans Symphony Алексей Смирнов также сообщил, что переговоры об изменениях условий сотрудничества с ТЦ ведутся со всеми партнерами: "На сегодняшний день мы не вышли ни из одного торгового центра, но это может произойти, так как с некоторыми девелоперами мы пока не находим компромиссных решений".
Плохо себя чувствуют только ТЦ, которые и в докризисные времена не пользовались особой популярностью. "Арендаторы, которые не смогли договориться о каких-либо преференциях с владельцами, конечно же, выезжают из тех торговых центров, где показатели торговли и до кризиса были не высоки, иными словами, с тех площадок, которые в ближайшее время станут нерентабельными", — отмечает ведущий консультант компании "Магазин магазинов" Марина Маркова.
Аналитики считают, что больше всего от кризиса пострадает именно премиальный сегмент и многим маркам придется сворачивать деятельность в России. Пока глобальный исход еще не начался, но через пару-тройку месяцев ротация магазинов в ТЦ станет более заметной и, возможно, площади будут заполнены лишь на 40—50%.
Российский совет торговых центров даже обратился к торговым центрам с призывом не снижать арендные ставки и не менять существующие схемы взаимоотношений с арендаторами. Однако лед тронулся. В среду, 11 марта, компания Finn Flare объявила, что добилась снижения арендной платы от 10 до 50% практически во всех торговых центрах, где работают 40 магазинов сети. Другие ритейлеры в беседе с РБК daily также признали, что получили скидки от арендодателей, но обсуждать эту тему публично отказались, сославшись на конфиденциальность новых договоров.
Во Владивостоке события развиваются по схожему сценарию, хотя, конечно, масштабы гораздо меньшие. Так пустые торговые площади можно увидеть даже в удачных с точки зрения месторасположения и размера торговых центрах в центральной части Владивосткоа: "Родина", "Семеновский пассаж", "Центральный". На каждом этаже в этих торговых центрах пустуют по одному –двум бутикам.
В торговом центре "Золотой Рог" имеется достаточное колличество пустых павильонов не смотря на то, что половина помещений отошла банку.
Особенно незавидное положение у тех торговых центров, которые находятся в удалении от центра года. Это касается, прежде всего магазинов находящихся в спальных и отдаленных районах, по словам продавцов выручки в таких местах уже сократились на 20-40 процентов.
Аренда торговых площадей в городе Владивостоке исчисляется в рублях, что само по себе существенно облегчает жизнь предпринимателям. Однако ставки на арендную плату в городе пока не уменьшаются.
Сотрудники бутиков известных брендов, таких как "Дикая Орхидея", "Манго" сообщили в беседах, что озабочены вопросом арендной платы, а предложений о скидках от арендодателя не поступало. На фоне тотальных попыток магазинов завлечь клиентов 30 -50 процентными скидками практически на все товары ситуация представляется некоторым из арендаторов не справедливой.
"Мы работаем практически в убыток, распродаем осеннюю коллекцию по себестоимости, а арендная плата не упала ни на рубль", - сетует продавец известной в России торговой марки Ольга Петровская.
"Кризис ударил по платежеспособности торговых предприятий города, теперь платить за аренду в солидном торговом комплексе могут далеко не все. Мы начинаем разрабатывать стратегию удержания ключевых клиентов", - говорит администратор торгового центра "Кловер Хаус" Наталья. И добавляет, что особо беспокоиться им не о чем, т.к. место у них центральное и, пожалуй, самое "проходимое" в городе.
В сложившихся условиях похоже всем торговым центрам нужно продумывать политику удержания арендаторов и начинать предоставлять скидки. Легче выжить будет торговым центрам, имеющим в арсенале дополнительные сферы услуг, такие как детская игровая комната, кафе, салон красоты и т.п. Как известно, современный торговый центр — место не только покупок, но и развлечений, приятного времяпрепровождения.