В ближайший понедельник московская "дочка" "Мегафона" "Соник дуо" (бренд "Мегафон-Москва") запускает проект "виртуального мобильного оператора" (Mobile Virtual Network Operator, MVNO), рассказал советник ее гендиректора Роман Проколов. "Мегафон" будет продвигать новую сеть как отдельного оператора. Абоненты будут получать номера в отдельном федеральном коде (929), их будут обслуживать отдельные офисы продаж, билинг и call-центр. Офисы продаж "Мегафона" продавать контракты "Просто" не будут, а стоимость звонков на сеть "Мегафона" будет равна стоимости звонков абонентам МТС, Вымпелкома и фиксированных сетей (2,5 руб. за минуту на номера Москвы).
Это еще не MVNO, но максимально возможное приближение к нему, считает аналитик Mobile Research Group Сергей Потресов. Выделять MVNО в отдельное юрлицо "Мегафон" не планирует, говорит Проколов. Этого пока не позволяет закон, объясняет Потресов. Приказ о лицензировании MVNO подписан министром связи и массовых коммуникаций Игорем Щеголевым и находится на регистрации в Минюсте, напоминает представитель Минкомсвязи Елена Лашкина.
По мнению Потресова, абонентами "Просто" могут стать перебежчики от других операторов, повышающих цены. Пока о повышении объявил лишь "Вымпелком". Переход собственных абонентов "Мегафона" в новую сеть будет ограниченным, надеется Проколов: по его подсчетам, лишь около 20% абонентов "Просто" придут из "Мегафона". Помимо голосовой связи (0,05 руб. за минуту внутри сети) абонентам "Просто" будут доступны лишь sms (те же 0,05 руб.) и ограниченный набор дополнительных функций.
Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая уверена, что подобные предложения, ориентированные на самых экономных пользователей, останутся нишевыми. Пока "Просто" выглядит как обычный тарифный план с ограниченными функциями, говорит менеджер "Вымпелкома" Анна Айбашева. В других регионах, где работают операторы-дискаунтеры, например Tele2, это не мешает "Вымпелкому", добавляет она.
Проколов ждет, что до конца 2010 г. сеть "Просто" подключит 1 млн абонентов и каждый будет платить в среднем не менее 250 руб. в месяц (по вчерашнему курсу — $7). В разработку и продвижение проекта вложено 200 млн руб., и он должен выйти на стадию окупаемости в течение года.
РИА PrimaMedia попросил прокомментировать нововведение компании "Мегафон" приморские отделение сотовых операторов.
Игорь Егоров, коммерческий директор по работе с розничным рынком макрорегиона "Дальний Восток" ОАО МТС:
Что касается потенциала деятельности MVNO в России, то пока сложно делать среднесрочные и долгосрочные прогнозы, особенно учитывая текущую экономическую ситуацию в стране и в мире. В настоящее время сети крупных операторов загружены на достаточно высоком уровне, т.к. рост рынка продолжается, и инвестиции необходимы для удовлетворения потребностей. Возможно, развитие сетей сети 3G даст толчок появлению MVNO в России. В Европе, например, MVNO достаточно широко распространены, в России же только началось формирование правового поля для деятельности MVNO. И это некое "отставание" от Европы – на самом деле является плюсом для российского рынка, т.к. позволяет внедрять уже достаточно "обкатанные" технологии. Подобный путь развития проходят сейчас сети 3G, который внедряются в России уже с учетом европейского опыта.
Мы анализируем опыт западных коллег и перспективность данного направления. В данный момент МТС участвует в пилотном проекте с сетью гипермаркетов "Ашан" в Москве. Тарифный план "А-Мобайл" - это тариф МТС, созданный в рамках совместного проекта с розничной сетью "Ашан" специально для покупателей этой сети в Москве и Московской области. Тариф включает 15 минут бесплатного общения в день между абонентами "А-Мобайл" без абонентской платы и сроков действия платежей.Отме
Отмечу, что в октябре 2006 года сеть "Ашан" начала предоставлять услуги мобильной связи под маркой "А-Мобайл" своим покупателям во Франции. Для этого "Ашан" заключила партнерское соглашение со вторым по величине мобильным оператором Франции SFR. А с августа 2008 года "Ашан" также оказывает услуги мобильной связи в Италии. Поэтому сейчас у нас есть реальная возможность проверить схему работы с виртуальным оператором, выявить риски и возможности.
Жизнеспособность такого бизнеса определяется, скорее, качеством услуг сетевого оператора, силой бренда виртуального оператора в конкретном регионе, рыночным потенциалом региона. Как я уже говорил, МТС начала реализацию пилотного проекта в Москве и Московской области, в планах компании – расширить географию проекта на все регионы страны, где присутствует сеть гипермаркетов "Ашан". Возможно, в регионах с развитой сетевой системой будут также появляться проекты MVNO.
Лия Хабарова, специалист по связям с общественностью Приморского филиала ОАО "ВымпелКом":
В Приморском крае уже сейчас работают 5 операторов сотовой связи – три федеральных игрока, два локальных. Конкуренция очень высокая, уровень проникновения сотовой связи в крае, по различным данным, превышает 140%, у многих людей уже по 2-3 SIM карты различных операторов. Таким образом, выход на рынок шестого оператора маловероятен, пусть даже и MVNO. Чтобы получить свою долю абонентов, необходимо стать привлекательным в первую очередь по цене, что в нашем регионе затруднительно – цены у всех игроков на рынке уже и без того достаточно низки. А чтобы длительное время "работать в убыток", нужен большой начальный капитал. На наш взгляд, жизнеспособность виртуального оператора и его выход в регионе должен подкрепляться, прежде всего, низким процентом проникновения сотовой связи (значительно меньше 100%), но таких регионов в России практически не осталось.
В любом случае, для того, чтобы здесь появился MVNO, нужен достаточно большой начальный капитал, чтобы развивать сбытовую сеть, например, также нужны работники тех же направлений, как и у обычных операторов – технические специалисты, коммерческие, административные и пр. Кроме того, MVNO, виртуальный оператор, целиком зависит от мощностей оператора реального – скорости строительства базовых станций, загрузки каналов, зоны охвата, роуминга и прочих вещей.
Совместных проектов у Приморского филиала "ВымпелКом" не было и не будет в ближайшее время, а также не планируются в обозримом будущем.