Выборы исполнительной и законодательной власти Камчатки в 2003-2004 годах
11:00
Камчатка 9 июня: история Усть-Камчатского порта
08:50
Вахта Победы: Телефонист-фронтовик из Забайкалья проложил 12,5 км провода за 12 минут
8 июня, 21:00
Польза и вред. Огурцы
8 июня, 14:20
Десант снаряжала вся Камчатка: из истории Курильской десантной операции
8 июня, 11:00
Камчатка 8 июня: Российско-Американская компания и новые заказники
8 июня, 08:50
Камчатка 7 июня: места отдыха горожан и день рождения тренера Каталагина
7 июня, 08:50
Польза и вред. Куриное мясо
6 июня, 14:20
Камчатка 6 июня: плавание вокруг мыса Лопатка и "Чертёж Камчадальского носу"
6 июня, 08:50
Камчатка 5 июня: исследователь Камчатки Владимир Тюшов и День эколога
5 июня, 08:50
Что не стоит делать 5 июня в день Левона Огуречника, чтобы не было проблем с деньгами
5 июня, 07:00
Польза и вред. Авокадо
4 июня, 14:20
Камчатка 4 июня: создание Акционерного Камчатского общества
4 июня, 08:50
Камчатка 3 июня: "Скаска" Владимира Атласова и оползень в Долине гейзеров
3 июня, 08:50
Польза и Вред. Поваренная соль
2 июня, 14:20

Коммунисты Владивостока обосновали, почему бензин в России может стоить 5 руб за 1 л

Соответствующее требование было выдвинуто на митинге 28 февраля
3 марта 2009, 18:15 Политика

ВЛАДИВОСТОК, 03 марта, PrimaMedia. "Бензин на внутреннем российском рынке должен стоить не более 5 рублей за 1 литр", таким было одно из основных требований митинга протеста, состоявшегося во Владивостоке 28 февраля. Напомним, что в этот день акцию протеста в районе автомобильного кольца на улице 3-я Рабочая провели КПРФ, общественная организация ТИГР, активисты других общественных движений. Сегодня на сайте Приморского краевого отделения КПРФ была размещене резолюция и обоснование такого требования.

В резолюции в частности говорится: "Сегодня нефтегазовый комплекс в основном принадлежит государству, а значит нам с вами, его гражданам! Государству принадлежит более 75% акций Роснефти и более 50% акций Газпрома. Учитывая это обстоятельство, государство имеет все возможности управлять политикой этих компаний. Мы, граждане России, имеем полное право требовать от государственных компаний, что бы они служили нашим интересам. Интересы граждан России, всей российской экономики состоят не в прибылях госкомпаний, а в максимально низкой цене их продукта на внутреннем рынке. Снижение стоимости нефтепродуктов до 5 рублей приведёт не только к поднятию уровня жизни населения в связи с падением цен. Это приведёт к резкому повышению конкурентоспособности нашей продукции на внешнем рынке, в связи со снижением её стоимости. Давайте продавать продукцию, а не углеводороды! Зачем нам прибыль нефтяных госкомпаний, которая ложится тяжким бременем на всю экономику страны? Кроме сокращения прибыли в нефтяном и газовом секторе, следует сократить и затраты госкомпаний. Следует резко сократить зарплаты управленческого аппарата с сотен тысяч и миллионов долларов (зарплата некоторых "менеджеров" в месяц) до десятков тысяч рублей в месяц. Следует сократить сам аппарат управления этих компаний. Зачем нам сотни маркетологов в Газпроме? Зачем Газпром тратит деньги на рекламу? "Мечты сбываются" - чьи мечты и когда сбываются? Зачем государственная компания тратит деньги на футбольную команду "Зенит"? Мы должны решить, что нам важнее: наше благосостояние, процветание нашей экономики или футбольная команда. Из себестоимости нефти и газа на внутреннем рынке следует также исключить высокие налоги и акцизы. Акцизами и налогами должна облагаться внешняя торговля, а не внутренняя. А лучше всего ввести государственную монополию на внешнюю торговлю углеводородами. Покупать нефть на внутреннем рынке по 2 рубля за литр (8 долларов за баррель), перегонять по трубе и продавать на мировом рынке по мировой цене. Всю прибыль - государству и направлять её на развитие экономики: инвестиционные кредиты, потребительское кредитование (в том числе и ипотека), прямое участие в капитале компаний".

Под резолюцей размещено и обоснование стоимости топлива:

"Оновные величины, используемые в расчете: 1 баррель нефти = 159 литров = 137 кг (для нефти марки Urals). 1 доллар на 2009 год = 40 рублей, 1 доллар на 2007 год = 25,5 рублей.

В 2007 году затраты на добычу нефти в компании Роснефть составили 8,81 долл. на баррель(1). Из них 3,08 долл./баррель операционные расходы, 5,73 долл./баррель капитальные расходы. Что составляет на литр 0,0554 долл./литр. А это по курсу 2007 года составляет 1,4127 руб. Т.е. стоимость добычи у Роснефти в 2007 году составила 1,41 рубль на литр нефти с учётом капитальных затрат (инвестирования в производство). Исходя из этого, стоимость добычи и доставки до места переработки 2 руб. за литр представляется обоснованной. Цена сырой нефти с доставкой до места переработки на внутреннем рынке в России должна составлять не более  2х рублей за литр. При этом данную стоимость можно ещё сократить так как не известно, насколько обоснованы  расходы входящие в список капитальных затрат.

В 2007 году Роснефть переработала 40,2 мл тонн нефти, выпустив 38,28 млн. тонн нефтепродуктов (1). Т.е. в нефтепродукты перерабатывается 95% нефти, а значит нефть переносит совою себестоимость в стоимость конечного продукта практически без потерь.

Стоимость нефтепереработки рассмотрим на примере Саратовского НПЗ, т.к. акции этого предприятия торгуются на РТС, где доступна его отчётность(2). Важно и то, что "ОАО "Саратовский НПЗ" не является собственником сырья и не занимается сбытом готовой продукции" (3, стр. 10). Это уменьшает присутствие побочных доходов и расходов в отчётности предприятия. Согласно сайта "ТНК-BP" (4) Саратовский НПЗ в 2007 году переработал 5879 тыс. тонн нефти. Это составляет 6 823 072 тыс. литров нефти.  Согласно отчётности за 2007 год (3) затраты предприятия (сумма строк 020, 030, 040 отчёта о прибылях и убытках) составляет 2 330 783 т. руб. это составляет 0,3416 руб/литр. Т.е. стоимость переработки нефти на Саратовском НПЗ в 2007 году включая содержание  управленческого аппарата составила 34 копейки за литр! Предприятию необходимо также зарабатывать прибыль для инвестиций в производство, выплачивать проценты по кредитам, начислять дивиденды инвесторам. Поэтому "накрутка" НПЗ в 1 рубль на литр представляется нам справедливой. Таким образом, отпускная цена нефтепродуктов с НПЗ на внутренний рынок России должна составлять 3 рубля за литр (12 долларов за баррель).

В настоящее время ж/д тариф на доставку 10 цистерн (по 60 тонн) бензина  с Комсомольского НПЗ до Владивостока (1164 км) составляет 753 000 рублей (5), т.е. 1255 руб./тонну. Учитывая плотность бензина (0,7 г на см3) это составляет 878,5 руб. за тысячу литров, т.е. 88 копеек за литр. Ясно, что стоимость услуг по доставке железной дорогой чего-либо в настоящее время является явно завышенной. Однако в любом случае, "накрутка" оптовика в 1 рубль на литр бензина представляется реальной. Таким образом, оптовая цена 1 литра топлива на внутреннем рынке должна составлять 4 рубля.

Для расчёта розничной цены снова обратимся к данным компании "Роснефть".(1) В 2007 году компания продала 2310 тыс. тонн нефтепродуктов при помощи 1695 АЗС. Это составляет 1363 тонн на каждую АЗС в год, т.е. 1 947 143 литра. Используя розничную наценку в 1 рубль, каждая АЗС заработает около 2 млн. рублей в год. Представляется, что этого хватит, что бы покрыть текущие затраты АЗС и остаться в прибыли. Таким образом, розничная цена топлива на АЗС в России не должна превышать 5 рублей.

Конечно 5 рублей это цена на бюджетной заправке, где не будет заправщика, где самому надо будет вставлять пистолет, но государство должно дать народу выбор, заправиться самому за 5 рублей или посетить "крутую"  заправку и заправиться за 10. А что бы бензин за 5 рублей не уходил за рубеж, необходима либо монополия государства на экспорт нефтепродуктов, либо экспортная пошлина должна быть достаточно большой, например 1 евро за литр бензина.

 Ссылки

1. "Основные показатели" на сайте компании "Роснефть" https://www.rosneft.ru/about/Glance/statistical_overview/

2. Отчетность эмитента ОАО "Саратовский НПЗ" на сайте РТС

https://www.rts.ru/ru/listing/emidocs.html?iss=KRKN

3. Отчетность эмитента ОАО "Саратовский НПЗ". Ежеквартальный отчёт за 1 кв 2008 года.

https://www.rts.ru/ru/listing/emidocs.html?iss=KRKN

4. ТНК-BP "Переработка"

https://www.tnk-bp.ru/operations/refining/

5. Расчёт ж/д тарифа на перевозку нефтепродуктов

https://tarif.riccom.ru/

14
43
8