По итогам февраля продажи новых машин снова снизились, и американские, европейские, японские производители предрекают дальнейшее ухудшение рыночной ситуации. Компании заявляют, что такого ослабления продаж, как сейчас, автопром не видел 30 лет.
Опубликованные вчера результаты февральских продаж Toyota Motor и Honda Motor оказались весьма печальными: два крупнейших в Японии производителя зафиксировали снижение на 32 и 21% соответственно. Номер три — компания Nissan Motor продала на 35% автомобилей меньше. Всего, по данным Ассоциации автомобильных дилеров Японии, продажи легковых машин, грузовиков и автобусов упали за февраль на 32%, до 218,2 тыс. единиц. "Происходящее в глобальной экономике делает снижение на автомобильных рынках ожидаемым, — сказал РБК daily эксперт just-auto.com Дэвид Лиггетт. — Плохо повсюду: в Японии, Европе, США и даже в Китае и России, где еще недавно продажи были очень хорошими".
По мнению г-на Лиггетта, у производителей накопились значительные запасы готовой продукции, поэтому они вынуждены подстраивать объемы выпуска под существующие реалии. Это также следует из заявления премьер-министра Швеции Фредерика Райнфельдта, которое он сделал на экстренном антикризисном саммите ЕС в Брюсселе, призвав европейских автопроизводителей снизить объемы выпуска на треть, с 18 млн до 12 млн единиц в год. По словам премьера, именно такое количество будет соответствовать текущему спросу. Эксперты прогнозируют, что за 2009 год европейский рынок потеряет еще 15%, производство будет снижаться в течение полугода, а новое наращивание объемов возможно не раньше четвертого квартала.
Увольнение персонала и снижение зарплат в автоиндустрии уже никого не удивляют — это происходит везде вследствие торможения производства. Крупнейший в Европе концерн Volkswagen намерен сократить 16,5 тыс. человек и уже перевел часть штата на укороченные смены. По прогнозам аналитиков, в этом году Германия при спаде продаж на 6,5% выпустит около 3 млн автомобилей, что станет самым низким показателем с 1990 года. "Помимо основных производителей сильно пострадают поставщики, — сказал РБК daily эксперт IHS Global Insight Кристоф Штюрмер. — Сложно предположить, что произойдет с этими ослабевшими предприятиями". В Европе в автопроме заняты около 12 млн человек, из них 10 млн в смежных отраслях. Это число будет уменьшено, так как дискуссия о возможных госдотациях европейскому сектору дойдет до того, что денег компаниям не дадут. Тот же Фредерик Райнфельдт вопреки мнению Германии и Франции выступает против дотирования, заявляя, что средства потратят впустую, если не согласовать госпомощь с сокращением производства.
Далека от какого-либо улучшения ситуация в автопроме США. Ожидается, что продажи у Chrysler снизятся на 50%, General Motors продаст на 45% меньше, а у Ford, который отказался от финансовой помощи Вашингтона, этот показатель упадет на 42% (данные должны быть опубликованы сегодня). Такого низкого уровня продаж американские компании не видели уже 27 лет. Ситуация осложнена тем, что "большая тройка", которой грозит банкротство, может не суметь выйти на прибыльность, чтобы вернуть государству 17,4 млрд долл. займов. По прогнозам Deutsche Bank, в этом году американский рынок в худшем случае сможет поглотить 10,5 млн новых машин. Руководители Ford раньше утверждали, что при таком уровне компании уже может потребоваться государственное фондирование в размере 13 млрд долл. На днях нижняя планка продаж была снижена до 9 млн автомобилей.