ВЛАДИВОСТОК, 18 февраля, PrimaMedia. Во Владивостоке в бухте Золотой Рог фактически прямо в историческом центре города у причальной стенки Дальзавода затонул большой морской рыболовный траулер (БМРТ) "Йохан Келер". Судно имеет настолько скандальную историю, что ее хватить для написания настоящего романа о нравах новейшей истории России.
Первые сообщения о начале "затопления" прозвучали в эфире оперативных выпусков телекомпаний Владивостока несколько дней назад. Их инициаторами стали жители мыса Чуркин, которые прямо из своих окон могли наблюдать за молчаливой "трагедией".
Позже к ним присоединились обсуждения на форумах и в блогах. Причем нужно отдать должное в сети интернет содержится гораздо больше подробностей об истории это судна.
Справка: Йохан КЕЛЕР (1826-1899), эстонский живописец, основоположник национальной школы живописи.
Вот что пишет о бывшем судовладельце судна - компании "Фрига" газета "Вести" из Петропавловска-Камчатского: "Компания "Фрида" была одним из первых и самых неудачных проектов прошлой администрации по переделу квот. Впрочем, сам передел прошел удачно. А вот результат, как для администрации, так и для простых камчатцев оказался нулевым.
Начнем с того, что около десяти лет назад в Петропавловске появилось представительство приморского ООО "Кливия", где стали набирать экипажи для работы на БМРТ "Йохан Келер". Вскоре "Кливия" из города исчезла. В ее офисе появилась новая фирма – ООО "Фрига", которая кроме кабинетов унаследовала и БМРТ.
"Фрига" резво набирала обороты. Как и чем хозяевам компании удалось заинтересовать тогдашнее областное руководство, не знаю. Но "старт" ей был обеспечен суперотличный. Так, на 2002 год "Фрига" увеличила свои квоты на 556 процентов! Зато ведущие рыбацкие предприятия, на которых трудились тысячи рыбаков, получили чуть больше дырки от бублика. "Океанрыбфлоту", например, квоты урезали до 47 процентов в сравнении с 2001 годом, "Камчатимпексу" - до 35 процентов.
Как стать банкротом? Спросите "Фригу"
Распределение квот на 2002-й осуществлялось без конкурсной комиссии, без учета количества рыболовных судов и промысловой истории. Подобная практика продолжилась в следующем году.
И ладно бы, если "Фрига", получив такой подарок, стала бы наращивать флот, создавать новые рабочие места с пользой для Камчатки. Но не прошло и двух лет, как фирма оказалась на грани банкротства. С ноября 2004 года производственная деятельность "Фриги" фактически остановилась. Возникли проблемы с лицензированием деятельности. Стала расти кредиторская задолженность. Появились миллионные долги по зарплате.
В довершение ко всему "Фрига" стала светиться в криминальных хрониках. К примеру, в июне 2005 года во время осмотра БМРТ "Йохан Келер" перед отходом на восточное побережье, на его борту было обнаружено 16 нелегальных иммигрантов. А в январе 2006-го пограничники нашли на нем неучтенную рыбопродукцию.
В мае 2006 года по решению арбитражного суда области ООО "Фрига" было признано банкротом. В феврале 2007 года прокуратура Петропавловска-Камчатского возбудила уголовное дело по факту невыплаты заработной платы в этой компании. По мнению следствия, "Фрига" имела возможность погасить долги перед коллективом. Но выручка за поставленную продукцию поступала на счета других предприятий, минуя расчетный счет "Фриги", и тратилась руководством этой фирмы на иные цели. Только прокурорские "изыскания" ни к чему не привели.
В прошлом году "Фрига" подала заявку в Федеральное агентство по рыболовству на получение долей квот. Но комиссия агентства рекомендовала руководителю ФАР оставить заявку без рассмотрения.
Ближайшее будущее "Фриги" - как диагноз безнадежно больного - вопросов уже не вызывает. Но что ждет тех, кому эта фирма должна?"
А вот что писала о данном судне газета "Рыбак Камчатки" 7 июня 2007 года: "В 2006 году судам было выписано 132 протокола за санитарные нарушения. К примеру, за организацию питания было наказано скандально-известное судно "Йохан Келер" (ООО "Фрига"): здесь не только не платили денег рыбакам, но вдобавок намеревались кормить людей подозрительными продуктами".
В 2006 году судно попадало и в оперативную сводку Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны Федеральной службы безопасности России. Оно попало в список судов задержанных за нарушение природоохранного законодательства в зоне ответственности СВПУ БО:
БМРТ "ЙОХАН КЕЛЕР" |
ООО "Фрига" г.Петропавловск-Камчатский |
Обнаружена неучтенная рыбопродукция в виде разнорыбицы (терпуг, треска, камбала) в количестве 40714 кг. |
А вот какую версию излагает один из посетителей форума сайта Drom.ru (https://forums.drom.ru):
"Судно находится под конкурсным управлением. Конкурсный управляющий на Камчатке. Бывший владелец - ООО "Фрига" (П-Камчатский). До сентября прошлого года финансирование ремонта, снабжение, охрану и прочие расходы осуществляла одна из владивостокских компаний (…). Эта деятельность принесла компании убытков на сумму около 50 млн. рублей.
После снятия охраны судно начали грабить и, в первую очередь (…), наверное, сняли что-то лишнее - вот и вода начала заливать бедное судно.
Кроме того, это судно, благодаря ООО "Фрига" тянет за собою еще шлейф долгов: ипотечный кредит Пермскому банку на сумму 20 млн. рублей, долг топливным компаниям на сумму около 15 млн. рублей. Долг той же судоремонтной компании около 5 млн. рублей. Долг Дальзаводу за электроэнергию и стоянку около 3 млн рублей. Скорее всего есть и другие долги.
Спасательная операция по подьему судна стоит около 7 млн. рублей. Стоимость металлолома (2 300 тонн) на сегодняшний день около 9 млн. рублей".
Мы специально убрали названия компаний, кроме бывшего судовладельца, но версия выглядит очень правдоподобной.
От РИА PrimaMedia напомним, что достаточно долгое время с тревожными заявлениями по поводу загрязнения бухты Золотой Рог выступает межведомственная комиссия Приморского края. Вот один из пресс-релизов января 2009 года:
"Состояние залива Петра Великого на контроле межведомственной комиссии
В прошлом году с акватории бухты Золотой Рог собрано 378 кубометров плавающего мусора и кубометр нефтяных отходов.
Такая информация была озвучена на первом в наступившем году заседании межведомственной комиссии по предотвращению загрязнения и очистки акватории залива Петра Великого при администрации края.
На повестке дня - итоги работы в прошлом году и задачи на предстоящий. В числе участников – представители администрации Приморского края, Амурского бассейнового водного управления, управления Росприроднадзора, ДВО РАН, морского экологического фонда, представители порта Владивосток.
Основными задачами межведомственной комиссии определено проведение мероприятий, направленных на снижение загрязнения бухты Золотой Рог городской канализацией и стоками, сбрасываемыми в реку Объяснение. В числе первоочередных задач также экологическое сопровождение мероприятий по подготовке к форуму АТЭС-2012, проведение пропагандистской работы по охране акватории залива Петра Великого.
Как рассказали участники совещания, в течение прошлого года на акватории бухты Золотой Рог велась уборка плавающего мусора и нефтяных отходов, проводилась работа с водопользователями по оформлению разрешительных документов на использование водных объектов для сброса сточных вод, размещение причалов. Сумма штрафов за различные нарушения составила 2,3 миллиона рублей".