"Кризис…" - разводят руками судовладельцы. С чего, мол, платить, когда скоро самим нечего будет есть. В такой тяжелой экономической обстановке грузооборот падает, суда простаивают. Доллар растет, с трудом хватает денег на обслуживание кораблей, какие уж там зарплаты.
Такую безрадостную картину рисуют некоторые судовладельцы. У моряков другой взгляд на происходящее.
- Мне кажется, наши работодатели просто выжидают, - говорит Анатолий, капитан одного из судов, стоящих на рейде в Находке уже два месяца. – Сейчас доллар растет, а у нас суммы в контрактах прописаны именно в долларовом эквиваленте. Судовладельцам просто невыгодно платить зарплату сейчас, когда можно навариться на нестабильной экономической ситуации. Некоторые предсказывают резкое падение доллара весной. Наверное, тогда-то нам и выплатят зарплату.
Кстати, Анатолий и его экипаж не получают деньги с октября прошлого года. Также дела обстоят и у других моряков, работающих в мелких судоходных компаниях.
- На самом деле, кризис – это лишь прикрытие, - уверен Петр Осичанский, инспектор Международной федерации транспортных рабочих во Владивостоке. – Те компании, которые и в нормальные-то времена недобросовестно относились к своим обязательствам, прикрываются этим экономическим явлением. Сейчас ситуация тяжелее, чем можно себе представить. Нам постоянно звонят моряки с жалобами о невыплатах зарплаты.
Конечно, нельзя отрицать вообще влияние кризиса на судоходные компании. Грузооборот действительно снизился. Но, по мнению специалистов, неплатежи непропорциональны сложившейся обстановке. Как итог появились сообщения о том, что некоторые экипажи планируют устраивать забастовки.
- Это, конечно, не такие забастовки, которые возможны на суше, - поясняет Петр Осичанский. – То есть жизнеобеспечение корабля будет поддерживаться. Ничего не делать у моряков не получится. Протест будет заключаться в том, что суда прекратят загрузку/погрузку товаров в портах до тех пор, пока им не заплатят. Судовладельцы тогда будут терпеть реальные убытки. А пока рано говорить о банкротствах. Даже у мелких компаний еще есть деньги, но их владельцы почему-то убеждены, что это их личные средства, и не платят морякам.