ВЛАДИВОСТОК, 3 февраля, PrimaMedia. В конце минувшей недели политики, ученые, а также автодилеры собрались за круглым столом, чтобы поговорить об автосборочном производстве на территории Приморского края. Встреча прошла под лозунгом "Зачем покупать машины в Японии, когда их можно собирать во Владивостоке?" Одно "но": детали все же будут везти из Страны восходящего солнца, сообщает газета "Комсомольская правда".
- Владивосток закрепил за собой репутацию крупнейшего автомобильного центра России, - с оптимизмом сообщил председатель приморской Ассоциации молодых предпринимателей Олег Храмов, - Здесь сформировалась развитая сеть дилерских центров по торговле авто и их комплектующими. Однако все это существует достаточно разрозненно и стихийно.
- За 15 лет формирования автобизнеса в Приморье выросли уникальные профессионалы, квалифицированные кадры, - подхватил главный единоросс края Михаил Веселов.
По признанию специалистов, идея создания в Приморье автосборочного завода отнюдь не нова. В свое время уже выдвигались подобные предложения, но тогда из-за малой плотности населения в крае, низкой платежеспособности, слаборазвитой инфраструктуры, а также отдаленности региона от Европы заводы решили поставить в Санкт-Петербурге, Калуге и Калининградской области. Но сейчас, как уверяют ученые, ситуация поменялась. Все западные компания смещаются на восток. К тому же, невзирая на кризис, спрос все-таки растет. Потенциальные покупатели – жители Дальнего Востока и Сибири.
- Сейчас рынок автомобилей по России - как нашего, так и импортного производства - насчитывает около трех миллионов машин. Через несколько лет мы выйдем на 5,5 – 6, 5 миллиона машин в год - таковы будут потребности, - прогнозирует профессор ДВГУ Тагир ХУЗИЯТОВ. - Для создания автосборочных заводов в Приморье есть все факторы: сформированная система снабжения деталями и компонентами, а также отлично налаженная сеть сбыта от Урала до Камчатки и Чукотки. Есть и площади – заброшенные военные заводы с инженерной сетью. Их использование принесет хорошую экономию на начальном этапе.
Впрочем, одну реалию отечественного автопрома профессор признал: в производстве деталей российская промышленность пока слаба.
- Комплект деталей для авто может стоить до 90 процентов от конечной стоимости машины, - продолжил профессор. - Прибыль с одной машины невелика. Тут важно выйти на большие объемы производства: не зря Минпромторг установил планку – в год надо собрать 25 тысяч авто.
Но не все собравшиеся поддержали оптимистические настроения ученого:
- Создание таких заводов – попытка хоть как-то скрыть колоссальный ущерб для жителей края, к которому привело повышение пошлин.
Мнение против:
Александр ИCАЕВ, доктор экономических наук ВГУЭС:
- Раньше японку б/у можно было купить за 5 тысяч долларов, а по ценам автосборочных заводов стоимость такой машины увеличится втрое. Из-за кризиса курс рубля упал практически в два раза. Получается, зарплата в долларах уменьшится тоже раза в два. А мы ведь машины в долларах покупать будем. Не верю, что в стране, где средний заработок скоро будет не более 200 долларов, можно рассчитывать на массовую продажу авто себестоимостью 15 тысяч долларов.
Мнение за:
Тагир ХУЗИЯТОВ, профессор ДВГУ:
- По данным прошлого года, 43 процента авто всего российского рынка (новые и б/у) были куплены по цене до 10 тысяч долларов по усредненному курсу. А 24 процента машин стоили от 10 до 20 тысяч долларов. Значит, четверть населения России в состоянии купить машину по такой цене.