T2 объявляет понедельник днем подарков
12 мая, 09:00
Вахта Победы: Подписание акта о капитуляции и Великая Победа
11 мая, 22:00
"Аудитория в Приморье тяготеет к контенту с элементами мистики и необычного"
11 мая, 10:00
Вахта Победы: Сахалин дает деньги в заем Родине
11 мая, 10:00
Вахта Победы: Наступил великий день победы над Германией!
11 мая, 09:00
Дальний Восток 11 мая. Начало вооруженного конфликта на р. Халхин-Гол
11 мая, 07:00
СК России займётся ситуацией с разрушенной дорогой в Приморье
10 мая, 21:27
Подвиг "Таганрога": как танкер владивостокской нефтебазы спас город от катастрофы
10 мая, 19:04
Всеобщая конфедерация профсоюзов призвала сохранять и передавать новым поколениям правду о Великой Победе
10 мая, 18:16
Клещи атакуют: более 1200 человек пострадали в Приморье с начала сезона
10 мая, 18:11
Фонд ВВН Владимира Николаева оказал беспрецедентную поддержку движению "За Россию"
10 мая, 17:49
В Приморье грузовой поезд насмерть сбил молодого мужчину
10 мая, 15:08
Получил семь ранений: Ольга Зотова о судьбе и творчестве художника-приморца Кирилла Шебеко
10 мая, 14:37
Вместо автобуса — самолёт: Суйфэньхэ хочет наладить перелёты во Владивосток
10 мая, 13:40
Ветеранов Великой Отечественной чествовали в Адмиральском сквере Владивостока
10 мая, 13:05

Сергей Кузьменко: К муниципальной реформе нужно подходить взвешенно

Вице-спикер парламента Приморья - о том, как идет образование муниципальных округов, а также о меняющихся правилах программ благоустройства
9 декабря 2019, 13:20 Политика
Сергей Кузьменко Александр Маслянко. Пресс-служба ЗС ПК
Сергей Кузьменко
Фото: Александр Маслянко. Пресс-служба ЗС ПК
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Заместитель председателя Законодательного Собрания Приморья, депутат по одномандатному округу №7 Сергей Кузьменко убежден, что власть должна быть ответственной перед гражданами. На достижение этой цели направлен новый этап реформы местного самоуправления в регионе, предполагающей создание муниципальных округов. К самой реформе, по мнению депутата, нужно подходить очень взвешенно. В интервью ИА PrimaMedia Сергей Кузьменко рассказал, как проходят эти преобразования и подготовка к ним на территориях 7-го избирательного округа, дал свою оценку итогам сезона благоустройства, а также поделился, чего территориям ждать в новом году.

— Сергей Алексеевич, год заканчивается, идет приемка объектов благоустройства. Вы активно участвуете в этом процессе. Какие итоги у вас на округе?

— Начнем с того, что, во-первых, это уже третий год (реализации федеральной программы по комфортной городской среде – ред.). С одной стороны, есть опыт. А, с другой, текущий год был отличным от других тем, что это был первый год реализации новой региональной программы благоустройства территорий "1000 дворов". То есть финансирование на эти цели увеличилось в разы. В этом году значительно увеличилось количество объектов благоустройства, и, в целом, у меня приятные впечатления от того, что мы делаем. Да и вы видели, по Октябрьскому району. Естественно, есть проблемы, вопросы в каждом конкретном случае: где-то лучше, где-то хуже.

В бюджете на 2020 год региональная программа сохранена.

— В таком же объеме?

— Да, в таком же. Это 1,2 млрд рублей. Но может быть видоизменен порядок. Профильный департамент и курирующий вице-губернатор прорабатывают правила. Когда программа только анонсировалась, в 2018 году, участие было в заявительной форме от жителей. Эта хорошая история, она стимулирует граждан проявлять активность. И это пошло. Ведь изначально предполагалась программа в 400 дворов. Но когда увидели количество заявок, которые люди в достаточно сжатые сроки зарегистрировали на сайте, то увеличили объем до 1 тысячи.

За год реализации вскрылись некоторые недочеты. Какой-то двор, по-хорошему, не должен был быть предметом благоустройства в текущем году, потому что там сначала нужно заменить коммуникационные сети. Но люди уже получили сертификат, и в некоторых случаях были конфликты из-за несогласованности действий с планами сетевых компаний, администраций. Или были моменты, когда правильней было бы заявки нескольких домов объединить.

1 / 4

— Так можно объединить несколько домов по "1000 дворов"?

— Сумма финансирования программы остается прежней, а вот дальше уже будет включен новый алгоритм. Это еще обсуждается, и я надеюсь, что депутаты примут в этом деятельное активное участие. Распределение средств по муниципалитетам будет происходить в привязке к количеству жителей. А вот дальше, условно говоря, администрация вместе с населением должна определить, на что именно направить эти средства. Если это программа "1000 дворов", то это не значит, что надо именно 1 тысячу дворов благоустроить. Может, совместно с жителями будет принято решение, что нужно благоустроить не пять дворов в районном центре, а объединить эти средства и обустроить один общий сквер, одно общее пространство. Название программы остается, но целеполагание поменяется.

Это дает возможность охватить большее число жителей, и с точки зрения выгодоприобретателя есть плюсы. Двор – это более локальная территория, а если мы говорим о межквартальной спортивной площадке, о сквере, то бенефициаров будет гораздо больше. Это выстроенная работа администрации, с одной стороны, и общественности, с другой.

— А какой будет механизм?

— Порядок еще не прописан. Но, как мне видится, муниципалитеты должны четко понимать, на какие объемы финансирования они претендуют. Скорее всего, механизм будет примерно тот же, что и в рамках реализации федерального проекта "Комфортная среда": общественные обсуждения, слушания, рейтингование. Механизмы могут быть разные.

Когда люди участвуют в процессе, когда они говорят, что их спросили, с ними посоветовались – это минимизирует многие проблемы. Даже если их желания не перейдут в практическую плоскость, то не потому что так решил глава, а потому что большее количество земляков проголосовало за другой объект. Это сразу убирает все инсинуации. В декабре порядок уже будет сверстан, чтобы мы, по крайней мере, в начале года ввели эти правила игры.

Мы с чем еще столкнулись, если говорить о реализации текущего года. Территории и край, в целом, зачастую были не готовы переварить тот объем средств, который направляется на реализацию программ. Это касается и комфортной среды, и дорожного строительства. Объем финансирования по комфортной среде (и федеральная программа, и региональная) – без малого 2 млрд рублей. И практически везде сегодня уже наработан опыт, "набили" шишки.

Например, столкнулись с тем, что для поставщиков игровых, спортивных площадок оказалось достаточно сложно удовлетворить поступившие заявки, а их одновременно поступило много.

В целом, сегодня мы можем констатировать, что процесс в части благоустройства, безусловно, позитивный. И надеюсь, что эта хорошая история будет иметь такое же хорошее продолжение.

С нашей региональной программой "1000 дворов" сомнений нет, региона сам устанавливает правила. По федеральной программе сложнее, потому что ее администрируем не мы, а Минстрой России. И тут каждый год появляются новые вводные, которые, по сути, меняют правила игры, появляются новые критерии оценки реализации программ на федеральном уровне, которым мы должны соответствовать.

Сегодня достаточно серьезно обсуждается вопрос, как нам на следующий год эту федеральную программу реализовывать с точки зрения оценки эффективности. К примеру, в индекс оценки городской среды не попадают сельские территории. Получается, что не стоит туда отправлять деньги по федеральной программе? И для профильного вице-губернатора Пархоменко это хороший вопрос, потому что она за это отвечает перед Минстроем.

— Все территории вашего округа участвуют в федеральной программе?

— Что касается моего округа, то да, все. Практически весь край участвует в ней. В этом году, если не ошибаюсь, 73 муниципалитета. Из них городов только 12. Остальное – села. Будет неправильно, если их "отстегнем". Да, в городах живет 75% населения края, но мы же говорим и о том, что нам надо сохранять и села. Тем более, сейчас целая федеральная программа принимается по поддержке села. Она предполагает определенные инфраструктурные вещи: водопроводы, канализацию. Но формирование комфортной среды – этого там немного.

Я попросил на фракции Елену Александровну (вице-губернатор Елена Пархоменко – ред.), когда эти порядки будут концептуально структурированы, чтобы их нам озвучили, и мы могли внести свои корректировки.

— Что принципиально изменилось на территории с момента начала реализации программы?

— Здесь несколько положительных моментов. Это и экономика территории, и развитие предприятий. Подтягиваются мощности в муниципалитет. К примеру, в Пограничном районе один из подрядчиков – местный, они специально приобрели оборудование под укладку крошки для покрытия. Понятно, что когда предприятие находится на месте, уменьшаются накладные расходы. Не надо привозить вагончик, бригаду и т.д. Они вот здесь живут, в районе. Это дает другой важный эффект – когда проводишь работы в том месте, где живешь, то стараешься сделать максимально хорошо, с душой. Когда ты перерезал ленточку и уехал – это одна история. А когда ты сделал, перерезал ленточку и потом каждый день ходишь мимо этого объекта – уже совсем другое отношение. Заметил такую закономерность.

Конечно, постепенно меняется облик, формируются общественные пространства, которые становятся точками притяжения для местных жителей и для дальнейшего развития территории. Например, в Покровке уже обсуждается и просчитывается проект по площадке для скейтборда. Такие вещи, которых не было вчера, но сегодня они интересны и востребованы. Постепенно меняется сознание граждан, повышается ответственность за созданные объекты, ведь они за них голосуют, потом где-то сами участвуют в их создании в том или ином виде. Это формирует определенное отношение.

— Но если говорить о Покровском поселении, опыте Октябрьского района, то местное сообщество демонстрирует удивительный пример реализации народных инициатив. Есть сквер, который сделан по инициативе и с помощью ресурсов местных жителей, и парк, и недавно театральный сквер появился.

— Многое зависит от людей. Но если есть пассионарии, которым не все равно, они сами в хорошем смысле заряжены и заряжают людей вокруг. Находятся единомышленники. Об этом же и проект по городской среде. Есть вполне исчисляемые критерии – да к 2024 году мы хотим, чтобы 30% граждан так или иначе были вовлечены в орбиту реализации проекта. Казалась бы какая-то такая механическая, канцелярская история, но она имеет такое нормальное жизненное наполнение. Чтобы людям было не все равно, и появилось желание что-то сделать.

И, действительно, вот в Октябрьском районе, и в той же Покровке ведь обустройство парка началось людьми, а потом уже и бизнес присоединился. А уже после и поселенческая и районная администрация подключились, потому что, понятно, есть вещи, которые люди не могут сделать сами – то же освещение в парке. Субботники объявлялись, граждане активизировались, будоражили. Так появился Покровский парк, сквер Первопоселенцев. Это были именно инициативы "снизу".

1 / 2

— Сергей Алексеевич, когда последний раз ездили с вами вместе по округу, не могли не обратить внимание на то, что дорога на Покровку очень сильно преобразилась. Просто небо и земля по сравнению с тем, что было.

— Эта дорога не только на Покровку, она и в сторону Пограничного района преобразилась. Конечно, здесь вопросов нет. Ну, это 21-й век, да, мы радуемся ремонту 7 км. При понимании общего состояния вещей дорожной сети, к сожалению, мы далеки от позитивных настроений. Локальная история, да, получилась. И, чтобы она случилась, этому предшествовали долгие годы общения с департаментом, с 2016 года. Сейчас мы получили результат, вопросов нет, а то, как мы к этому результату шли – ну беда бедой. Сколько лет там люди проклинали всех, прежде всего власть, конечно, потому что ответственность несет власть. Мы эту историю должны использовать как поучительную, как не надо делать.

К результатам шли достаточно долго, и плюс получилась ситуация, что строя здесь, повредили достаточно серьезно в других местах. Поэтому нужно максимально быстро минимизировали потери, которые понесла дорожная сеть Октябрьского района при строительстве дороги краевого значения Уссурийск–Пограничный–Госграница.

— На следующий год там запланированы восстановительные работы?

— Пока еще конкретных цифр нет. Есть определенные планы по ремонту дороги, но немного по другому направлению – Чернятино–Новогеоргиевка. Там уже заложены средства. Здесь же, где повредили, все-таки необходимо департаменту готовить новые решения, вплоть до проектных, потому что в рамках содержания дороги восстановить многие участки уже не представляется возможным. Сейчас этим занимаемся активно в рамках рассмотрения бюджета.

В масштабах края это, конечно, локальная проблема, потому что у нас половина мостов в аварийном, предаварийном состоянии; еще идет работа, но далека от завершения по дороге на Находку. Мы понимаем, что решить одномоментно все эти задачи невозможно. Но участок Галенки–Покровка отсекает пол района, учитывая, что у нас в Покровке центральная районная больница, все структуры госвласти – службы соцзащиты, пенсионный фонд и т.д. Моя задача простая – я представляю конкретную территорию и хочу, чтобы по ней были понятны горизонты и перспективы.

— В Заксобрании завершается процесс рассмотрения бюджета на 2020 год. У вас подготовлен пакет предложений по вашему округу?

— Предложения озвучены максимально полно. И я в этой части не одинок. Все депутаты так или иначе понимают, что "дорога ложка к обеду", и до 15 июля текущего года уже должен был быть сформирован в полном объеме пакет предложений.

Все учесть сразу очень сложно. Потребность всегда гораздо выше возможностей. Мы же должны определяться в первоочередных задачах и исходить из имеющихся финансовых возможностей.

В разрезе районов моего округа с главами проговорили, определили приоритеты, и в этой части я и мой коллега, Цой Эдуард Евгеньевич, выступали как защитники этих заявок по их важности, нужности и чтобы эти заявки были включены в бюджет. По ряду объектов есть определенные сложности, они носят и объективный, и субъективный характер, где-то не сработала коммуникация. Территория говорит: "Мы подали, Сергей Алексеевич, заявку", а департамент говорит, что ничего не получали.

— Но депутатов 40, и каждый ратует за свои "наказы", тянет одеяло на свою территорию. Как с коллегами договариваетесь по приоритетам?

— Есть площадка фракции "Единая Россия". Через нее мы озвучиваем, обосновываем, мотивируем те или иные вещи по 2020 году. И такое обсуждение проведено.

Но, бывает, что есть ситуации, которые возникают спонтанно, незапланированно. Там, возможно, и не нужна фракция, а требуется правильная коммуникация между муниципалитетом и администрацией края. Возьмем тот же Хорольский район, у них строительство водопровода сначала финансировалось через программу "Чистая вода", а сейчас есть планы переформатировать под федеральное финансирование. Часть работы они уже успели сделать, там были сложности с подрядчиками, и сейчас они меняют проектно-сметную документацию. Проект разбили на три части: две из них уходят на федеральное финансирование, а на первую часть им ранее выдавалось краевое финансирование, но там и возникли сложности. Подрядчик проблемный, он сделал и ушел. Выяснилось, что надо еще 200 метров водопровода проложить, цена вопроса 4 млн. Но это не войдет в федеральное финансирование, потому что это первая очередь, которая уже и не значится в плане по краевой программе "Чистая вода", потому что в целом Хорольский водовод ушел на федеральное финансирование. Такая локальная история, но для района это 4 млн. И понятно, что тут не примешь никакое постановление или распоряжение, фракцию не подключишь. Решаем сейчас, как быть.

В целом же, повторюсь, планы сверстаны. Их можно по блокам разбить. Достаточно большой объем у нас в планах – на ремонт улично-дорожной сети в населенных пунктах по округам. Серьезный объем мероприятий по капитальным ремонтам зданий школ и детских садов. Это и в Пограничном, Хорольском и в Ханкайском районах. Идет речь о кровлях, окнах, о благоустройстве территорий. Ряд мероприятий в Ханкайском районе запланирован по линии департамента ЖКХ. Разговаривали с ними, они говорят, что оптимальным для них, для малых сел был бы ремонт водопроводных, водонапорных башен. Вроде как не совсем современно, но с точки зрения состояния сети, они говорят, что это оптимальное решение.

И таким образом все четыре территории моего округа охвачены. Дороги, школы, сады, объекты ЖКХ. По благоустройству порядок, как мы обсуждали, формируется, но мы понимаем, что гарантированно эти деньги придут на территорию. Тут большой помощи депутатов не надо.

— Сейчас в крае началась реализация нового этапа реформы местного самоуправления. Депутаты по осени определили первые три пилотных проекта объединения в муниципальные округа. Один из них – территория вашего округа.

— Да, Пограничный район с 1 января – это муниципальный округ. Реформа коснется всех территорий моего округа. В Пограничном районе эта история уже случилась. В стадии подготовки и реализации – Октябрьский и Хорольский район, на 2020 год, полагаю, начнутся мероприятия по Ханкайскому району. Четыре района округа, если все будет проходить в плановом режиме, то возможно рано или поздно станут муниципальными округами.

— А в чем суть и необходимость этой реформы?

— Когда создавали поселения, эта история имела разное воплощение в зависимости от территории. Где-то, как в Хасанском районе восемь поселений, где-то, как в Октябрьском районе изначально их было четыре, а сейчас, накануне создания муниципального округа, два поселения. В Хороле было шесть, сейчас четыре. И не всегда поселения могут договориться с районом, наоборот, постоянно перекладывают ответственность, тем самым уходя от решения вопроса.

Что, на мой взгляд, объясняет целесообразность проведения этой реформы. Я лично убежден, что людям не важно, какой уровень власти за какие вопросы отвечает. Им важно, чтобы кто-то за эти вопросы отвечал. Чтобы не было ситуации, когда человек не находит решения своих проблем, блуждая по коридорам: то ли в районе они решаются, то ли на поселенческом уровне? Действительно, и со стороны администрации края была позиция, мол, вы там разберитесь, главное, проблему решить.

Вспомним, когда в бытность Тарасенко, за что пострадал глава Хасанского района Овчинников? За плохое водоснабжение поселка городского типа Славянка. Хотя полномочий по Славянке у главы района не было, и нет. Там есть свой глава, который за это отвечает. Это один момент.

Второй – финансовое обеспечение. На поселенческом уровне зачастую, не везде, конечно, но в основном, собственных доходов хватает только на содержание управленческого и административного аппарата. А на реализацию полномочий – с этим все гораздо сложнее. И тогда вопрос: а для чего такая власть, если у нее собственных средств недостаточно? Многие проблемы правильнее решать, консолидируя усилия именно в масштабах района.

Муниципальный округ – это как раз та история, которая позволяет консолидировать и финансовый потенциал, которым обладает территория, и кадровый ресурс. Реформа позволяет делать власть более ответственной.

Процесс объединения должен быть максимально публичным. Процедура предполагает публичность с самого старта. Первый шаг – это публичные слушания.

— Как реагируют на местах на эти изменения?

— Сама постановка вопроса, как реагируют, правильная. Пограничный район, Чугуевка, Анучино, несмотря на специфику каждого района, подошли к процессу подготовленными. Они вошли в эту реформу с хорошими стартовыми позициями, там не было конфликта на уровне района и поселений. Опасения и сложности, безусловно, есть. И наша задача их максимально минимизировать.

Поэтому, мы, как депутаты, погружены и отслеживаем этот процесс. Благодаря нашим стараниям, считаю, создана рабочая группа в администрации края по сопровождению реформы. Возникает очень много моментов, которые не прописаны в законе, но они есть. Их жизнь просто поднимает в повестку.

Реформы – это всегда непросто. И понятно, что отношение к процессу разное. Мы проводили совместные встречи с Сергеем Андреевичем (депутатом ГД РФ Сергеем Сопчуком – ред.) в Октябрьском районе, участвовали в обсуждении этого вопроса в Пограничном районе. Я был в Хорольском районе, говорил о своем личном отношении к этой реформе. Самая сложная история у нас сложилась как раз там, в одном из четырех поселений. Не всегда к аргументам прислушиваются, но тут важна разъяснительная работа.

К примеру, люди жалуются на качество воды и адресуют эту претензию на уровень районной власти, которая за это не отвечает. Людей волнует плохое состояние дороги. Это полномочия поселения, которое не выполняет задачу, которая волнует людей. Сконцентрировав власть и деньги в одних руках, уже проще будет понимать, куда их направить, и ресурс будет больше.

Поэтому, считаю, нужно с людьми надо дальше разговаривать.

— Будет ли у новых муниципальных образований время на адаптацию к новым условиям?

— Здесь позиция края однозначная, и ее озвучил губернатор, что есть уже исторически сложившиеся сметы, которые тратились на местные нужды. При формировании муниципального округа эти деньги должны оставаться на территории округа, чтобы не получилось, что, объединившись, люди что-то потеряют.

Сегодня край гарантирует, что муниципальным округам будут даже определенные преференции со стороны краевого бюджета. Механизм преференций будет нарабатываться. Будет 3-х летний переходный период, который позволит максимально минимизировать также кадровую историю, чтобы за эти 3 года максимально безболезненно провести оптимизацию – а ее в любом случае надо проводить. Сегодня готовятся расчёты и дорожные карты в том же Пограничном районе. Просчитываются зарплаты так, чтобы и в этой части люди ничего не потеряли.

На округе

На округе. Фото: Фото: Предоставлено помощниками депутата

— Сергей Алексеевич, но в чем необходимость проводить реформу по ряду муниципалитетов именно сейчас?

— У нас 2020 год – это год, когда мы должны проводить выборы на поселенческом уровне. Условно говоря, в сентябре 2020 года мы должны избрать четыре муниципальных комитета и двух глав в Хорольском районе. А это бюджетные траты. Если через год-два мы подойдем к муниципальной реформе, то эти миллионы будут просто потрачены зря. А если мы войдем в эту муниципальную реформу, мы можем пойти по пути формирования представительного органа, не тратя деньги на избрание муниципальных комитетов.

Край и федеральные власти видят, что есть иной вариант оптимизации с точки зрения объединения финансовых, административных и управленческих ресурсов в один кулак, создания ответственной власти.

Но к этому вопросу надо подходить взвешенно и с подготовкой, с проработкой, с разговорами. Дискуссия идет, есть диалог, это нормальный процесс. Важно объяснять несостоятельность опасений. Мне это все небезразлично, и в лице людей хотелось бы видеть союзников. Мне очень искренне хочется быть полезным Ярославке в той же степени, как и Хоролю, и Ильинке, и Покровке, Пограничному или Лучкам.

17456
43
8