С 1990 года на базе циркового коллектива "Веселая арена" в Арсеньеве существует краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа циркового искусства". О том, почему воздушная гимнастика победила клоунаду, что интересного происходит сейчас, и какие планы на 2020 год – в интервью ИА PrimaMedia рассказал директор школы Алексей Сокольников.

Алексей Сокольников. Фото: Фото: предоставлено директором цирковой школы
— Алексей Юрьевич, этой осенью вы несколько раз вместе с ребятами приезжали на конкурсы во Владивосток, за 250 километров. На каких площадках выступали и насколько успешно?
— Только что вернулись домой с всероссийского конкурса эстрадного творчества "Жемчужный дельфин", он проходил 21 – 23 ноября во Владивостоке, во Дворце культуры железнодорожников. Одной из номинаций как раз было цирковое искусство, с подноминациями "Воздух", "Эквилибр", "Жонгляж", "Акробатика". Жюри на этот раз было очень строгим, а мои ребята волновались и допустили ошибки, поэтому в итоге – только дипломы лауреатов второй и третьей степени. Хотя, я всё равно считаю, что это достойный результат.
В октябре были в краевой столице еще на двух конкурсах, в концертном комплексе "Андеграунд" и в культурно-развлекательном центре профсоюзов. Получили дипломы лауреатов первой и третьей степени.
— А более дальние поездки были в 2019 году?
— Да, конечно. Впервые в этом году в истории "Весёлой арены" (а, может быть, и в истории приморских цирковых коллективов) мы участвовали в молодежном фестивале в Москве, в цирке на Цветном бульваре. Туда попасть просто так невозможно, это почетная миссия. Туда отбирают лучших из лучших, и нас позвали в результате видео-отбора: для понимания, Россию на этом фестивале представляли всего четыре коллектива.
Мы представили один номер – эквилибр на свободной проволоке. Его показал Богдан Копейкин, который, кстати, в этом году попал в Книгу рекордов России: он первый в 10-тилетнем возрасте, стоя на проволоке, на одной ноге, жонглировал пятью кольцами – 100 раз!
Богдан – из цирковой семьи, у них династия. Мама работает у нас же преподавателем, а папа – бывший коверный, клоун.
— Кем еще гордитесь из своих учеников и артистов "Веселой арены"?
— В мае этого года в Иркутске наша девочка, Лиза Суркова, взяла гран-при и после этого поступила в цирковое училище. Она – воздушная гимнастка на канате и номер, конечно, был сильный. Но я всё равно не ожидал, что получим гран-при, потому что конкуренция была огромная. Сейчас очень много воздушных номеров. Такая мода сейчас практически у всех коллективов. Приезжаешь на конкурс, а там – полотна, ремни, кольца. А вот клоунада – наоборот, на грани вымирания.
— Почему? Ведь все помнят – по крайней мере, родители и бабушки-дедушки ваших учеников – знаменитых клоунов Олега Попова, Юрия Куклачёва, "Карандаша" Михаила Румянцева…
—Я думаю, потому что клоунада – это сложное направление. Творческое, театральное. Нужно мастерство. Клоун должен уметь всё, в том числе жонглировать. Также у него должны быть эмоции. А сейчас и детей таких мало, и, самое главное, педагогов почти нет, которые могут научить и зажечь, имея свой собственный – хотя бы маленький – опыт; подобрать ребенку подходящий типаж.
Я сам работал ковёрным, много гастролировал, и мне пришлось окунуться практически во все жанры циркового искусства. Сейчас, конечно, как директор, больше занимаюсь административными дедами, но и творческую часть тоже контролирую. Как на предприятии: надо понимать, что происходит в каждом отделе, цехе.
— А у вас в цирковой школе есть клоуны?
— Конечно.
— За счет чего вы всё-таки существуете и развиваетесь, цирковая школа из приморской глубинки?
— Конечно, большое подспорье – то, что уже больше 25 лет у нашей цирковой школы статус краевого учреждения. Сама "Весёлая арена" существует с 1971 года, а чтобы стать краевыми — это была идея основателя школы Владимира Агарёва. Ведь начало 90-х годов – это были очень сложные времена, на грани выживания. И чтобы сохранить коллектив, он пошел на такой шаг.
Сейчас из краевого бюджета мы получаем деньги на заработную плату сотрудников. Также подаем заявки, если что-то очень нужно: например, на покупку оборудования для обеспечения пожарной безопасности. А в следующем году нам дадут деньги на капитальный ремонт крыши и на систему кондиционирования. Эти вопросы решаются через краевой департамент культуры.
Естественно, как и у всех, у нас есть платные услуги. И в подготовительных группах – тоже платное обучение. Хотя, конечно, цена – символическая, приемлемая для жителей Арсеньева. Во Владивостоке совершенно другой ценник.
После восьми лет обучения детей основной результат – это экзамен, свой номер. В итоге формируется профессиональная программа, с которой мы ездим, гастролируем – в основном по Приморскому краю. Нас знают и приглашают выступать. В итоге и дети привыкают к сцене, становятся более раскованными, и доход на нужды школы.
По госзаданию у нас обучаются 105 детей, а всё, что сверх этого количества, мы имеем право проводить как платную образовательную услугу.
— И всем хватает места для занятий? Не тесно?
— У нас – большой, даже огромный, зал во Дворце культуры. Могу похвастаться тем, что такого зала нет в личном пользовании ни у одной другой цирковой студии в России. А я, поверьте, видел много залов.
Кроме зала, у нас есть еще учительская, костюмерная, помещение для хореографии. Это – краевая собственность, которая находится у нас в оперативном управлении.
— С какого возраста у вас начинают заниматься дети?
— Мы принимаем в подготовительную группу тех же детей, что идут в подготовительную группу детского сада. Также одновременно зачисляем в первый класс, когда дети идут в общеобразовательную школу.
Был эксперимент, когда мы делали набор с трех и четырех лет, но в итоге я сам же и отказался от такого "разнобоя". Потому что нет такой работы на результат, как сейчас. Кроме того, во время предварительного отбора смотрим антропометрические данные, просим подойти к турнику и часть детей отсеиваем сразу.
— А кого возьмете сразу, без особых раздумий? Кто точно "ваш" ребенок?
— Таких видно: они – ровненькие, подтянутые. Глазки – осмысленные. Если даёшь задание, они всё сразу понимают, схватывают.
— У вашей цирковой школы много конкурентов в Приморском крае?
— Семь цирковых коллективов. Три – во Владивостоке: "Конфетти", "Аншлаг", "Сказка"; в Уссурийске — "Искорка", также есть коллективы в Дальнереченске, Находке и Большом Камне. Конечно, конкуренция есть – её не может не быть.
Например, у "Искорки" сильное направление — клоунада, а у нас – эквилибристика, но вообще дети у нас развиваются в разных направлениях. Хореографии также уделяем много внимания. И в этом – большой плюс нашей школы: что дети могут поступать после школы не только в цирковое, но и в хореографическое училище.
У нас сильный преподавательский состав, 10 человек — хотя есть еще вакансии, всего по штатному расписанию должно быть 14 преподавателей. У них у всех – разная специфика, причем большинство из тех, что работают сейчас – наши же выпускники, вышли из "Весёлой арены". Сейчас на базе цирковой школы в Арсеньеве существует творческое объединение "Весёлая арена".
— Далеко ли разлетелись ваши выпускники?
— Одна из выпускниц, Светлана Шипова, много лет проработала в Росцирке, гастролировала, а потом осела здесь, во Владивостоке и работала инспектором манежа.
Есть еще талантливая девочка, которая учится сейчас в цирковом училище в Москве. Но, скажу честно, сложная система, и возьмут ли ее потом в программу – вот вопрос. Хотя, конечно, можно стать и преподавателем.
Среди моих выпускников есть те, кто реально болел цирком и очень хотел выступать, но не сложилось. Это сейчас молодым специалистам в Приморье помогают, выплачивают подъемные, а раньше ведь такого не было.
— Расскажите еще – какие у вас есть традиции?
— Главная традиция – это посвящение в циркача. Оно происходит каждый год после зачисления детей в первый класс после подготовительной группы. Проходит пару месяцев после адаптации наших первоклассников, и тогда устраиваем праздник для них и для родителей: с выносом флага, передачей его от выпускников – малышам. Вручаем сувениры и медали на тему цирка.
На следующий год у нас будет восемь выпускников – их 24-х, которые поступали в 2011 году. И эти восемь человек – уже готовые артисты.