ВЛАДИВОСТОК, 23 декабря, PrimaMedia. Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга "Финам") провела конференцию "Авиакомпании в зоне турбулентности". Эксперты отмечают, что кризис в отрасли авиаперевозок сейчас принял системный характер. Несмотря на снижение стоимости топлива, положение авиакомпаний остается сложным. На этом фоне государственная поддержка отдельных игроков может привести к заметному сокращению числа перевозчиков уже в следующем году, сообщается в пресс-релизе "Финам".
Кризис в полной мере затронул отрасль авиаперевозок. "Увольняется более 2000 пилотов, инженеров, авиатехников. И все это - высококлассные работники хай-тековской, высокотехнологичной отрасли. А сколько безработных образуется в авиапроме? Государство безмолвствует. Хотя лишь одного движения мизинца руки государства было бы достаточно, чтобы этого не допустить. Необходимо только было установить цены на авиатопливо для отечественных самолетов процентов на 30-40 ниже имеющихся. Мировая практика такой поддержки своей авиации широко применяется (США-Аляска, Иран, Азербайджан, Китай, ОАЭ, Венесуэла и др.)", - рассказал президент Фонда "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов.
В следующем году кризисные явления могут усугубиться. Так, аналитик ИК "ФИНАМ" Константин Романов прогнозирует: "Сейчас, с развитием кризиса, становится очевидным, что в следующем году спрос на авиаперевозки существенно снизится (на 10-20%), а цены на керосин сильно отстают от падения цен на нефть". Олег Смирнов также пессимистичен: "Падение объема перевозок будет гораздо более 10% еще и потому, что обанкротятся многие авиакомпании, процесс банкротства уже идет, а их место занять будет некому в ближайшие годы. В условиях кризиса выводить отрасль из кризиса будет очень сложно и потребуются время и огромные деньги, которые у государства есть".
Если начало кризиса в сегменте авиаперевозок было связано с высокими ценами на топливо, что сейчас свою роль играют и многие другие факторы. Например, генеральный директор ГК "ТД "Топливное Обеспечение Аэропортов" Евгений Островский отметил: "В мире сейчас топливо в 1,5 раза дешевле, чем было в начале 2008 года. Так что привычный тезис о дорогом топливе можно и забыть. Проблемы, на самом деле, с ликвидностью, а не с экономикой предприятия". Впрочем, он уточнил: "В условиях монопольного ценообразования цена от себестоимости не зависит".
Инструментом борьбы со снижением спроса и экономической эффективности перевозок может стать продолжение консолидации отрасли. "Государство будет финансировать наиболее приоритетных игроков в каждой отрасли, однако, как результат, будет усиливаться и контроль, в т.ч. и за целевым использованием предоставленного финансирования. Контролировать проще нескольких крупных игроков, нежели много мелких", - констатирует старший аналитик ИБ "КИТ-Финанс" Евгений Воробьев.
Одним из факторов консолидации может выступить государственное субсидирование отдельных игроков. "Перечень компаний, которые останутся, уже прозвучал в прессе, как потенциальные получатели бюджетных 30 млрд. (Аэрофлот, Трансаэро, Росавиа, Ютейр, ГТК Россия). Практика разгребания Эйрюнион показала, что пассажиропоток подбирается достаточно легко", - считает Евгений Островский. Алексей Синицкий, главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" сомневается в эффективности прямой господдержки: "Мне кажется, необходимо не прямое вливание денег, а госгарантии. Бизнес воздушных перевозок всегда жил на кредитах, так он устроен".
"Определенная консолидация российских авиаперевозчиков уже происходит. Если будет продолжаться политика бюджетной господдержки только отдельных авиакомпаний, к летней навигации 2009 года прекратят свое существование минимум треть авиакомпаний, которые вольются в состав более крупных или исчезнут вовсе. Их место займут более сильные игроки рынка", - прогнозирует Олег Смирнов.