- В условиях общего финансового кризиса, когда финансовые ресурсы дорожают, и большинство компаний на рынке пытаются пережить неблагоприятные времена путем снижения издержек, прежде всего за счет снижения своих инвестиций и сдерживания расходов на развитие компании, мы стояли перед альтернативой – по какому из двух путей пойти. Первый – работать, в основном, над снижением издержек, сократить инвестиционную программу, снизить долговую нагрузку, хоть она и небольшая у нашей компании. Думаю, при таком сценарии, за ближайшие год-два проблемы общеэкономического плана мы бы комфортно пережили, а наши рыночные позиции оставались бы стабильными. Насколько я знаю, такой путь избрало большинство наших конкурентов. Этот вариант характеризуется минимальными рисками. Но у этой стратегии есть и минусы. Мы рассматриваем кризис не только как проблему, но и как возможность. Я считаю, для слабой компании кризис смерти подобен. Для сильной – момент, когда появляются новые возможности. Мы считает себя сильной компанией, поэтому был избран второй путь.
Он заключается в более амбициозных планах развития нашей компании. Инвестиционную программу на следующий год мы не сокращаем по сравнению с 2008 годом, а даже несколько увеличиваем. Так, если в 2008 году капитальные вложения компании составили 2,8 миллиарда рублей, то в 2009 году мы планируем направить на инвестиции 3,4 миллиарда рублей.
Мы увеличиваем инвестиции в строительство инфраструктурных проектов. Это, прежде всего, волоконно-оптические линии связи, реализация спутникового проекта в Магаданской области и Камчатском крае. Выбор этой стратегии связан с тем, что компания хотела бы, пережив неблагоприятные времена, приступить к динамичному развитию, твердо стоя на ногах. Для этого мы должны иметь серьезные рыночные позиции и оказывать услуги, которые будут востребованы не только в ближайшие год-два, но и в более далекой перспективе.
- Какие новые услуги и продукты планирует предложить компания?
- У нас серьезным драйвером роста являются новые услуги. Доля услуг доступа в Интернет по технологии широкополосного доступа, прежде всего DSL, составляет более 30% в нашей выручке, это очень серьезный пласт.
Я должен отметить, что довольно успешно прошла диверсификация бизнеса компании, услуги традиционной телефонной связи уже не столь значимы.
С точки зрения маркетингового положения услуги широкополосного доступа являются более рискованными, конкуренция в этом сегменте выше.
Те услуги, которые мы обеспечиваем с помощью DSL, востребованы сейчас. Но в ближайшие два-три-четыре года потребности клиентов будут продолжать возрастать. Так же, как в свое время коммутируемый доступ, это было даже не окно, а первая форточка в Интернет. Сначала всем хватало этих скоростей. Потом DSL "убил" коммутируемый доступ. Я уверен, что такая же участь в ближайшие 3-5 лет постигнет DSL. Оценив потребности наших клиентов, не только текущие потребности, но и прогнозируемые, мы приняли решение о строительстве сети MetroEthernet (МетроЭзернет).
- Что даст этот новый проект "Дальсвязи" абонентам?
- МетроЭзернет для абонента это, в первую очередь, существенный рост скорости доступа - до 100 мегабит в секунду. В связи с этим нам предстоит достаточно серьезная работа по модернизации существующей инфраструктуры сети, поскольку на базе старых телефонных линий новые технологии применять невозможно. Мы должны идти оптикой в дома. То есть каждый дом, или "куст домов" будет подключен к нашей сети по оптоволоконной линии.
МетроЭзернет подразумевает появление у каждого абонента настоящей "широкой полосы", на базе которой будут оказываться все остальные услуги, в том числе доступ в Интернет, услуги интерактивного телевидения, вплоть до традиционной телефонии и видеоконференцсвязи. Сейчас видеотелефоны стали доступнее по цене, вполне достойные модели можно приобрести менее чем за 300 долларов. Мы бы хотели, чтобы этот переход был поистине полезным, интересным и комфортным для абонентов.
Проект МетроЭзернет разбит на несколько этапов. На первом этапе новая технология появится в населенных пунктах, где проживают более 50- тысяч человек.
Уже в ближайшие полтора-два года МетроЭзернет появится во Владивостоке, Хабаровске, Благовещенске, Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском, Магадане и других городах Дальнего Востока, причем не только в краевых и областных центрах.
Я ожидаю подключения первого абонента в мае-июне 2009 года. Компания построит инфраструктуру, затем наши представители предложат абонентам подключиться к сети МетроЭзернет, проведут кабель в квартиру, и предложат новые услуги и тарифы. С появлением этой сети абонент сможет воспользоваться комплексом новых услуг, о которых я уже говорил.
- Вы упомянули о масштабном проекте, который компания начнет реализовывать в 2009 году на Камчатке и в Магаданской области. Расскажите, пожалуйста, о нем подробнее.
- В настоящее время "Дальсвязь" в этих регионах потребляет большой объем услуг у сторонней компании, арендуя старые аналоговые линии.
Новый инвестиционный проект связан со строительством собственной спутниковой сети передачи данных. Это позволит нам сократить расходы и генерировать выручку, поскольку спутниковая сеть обеспечит более высокую скорость передачи данных. Мы предполагаем, что сеть будет сдана в эксплуатацию в октябре 2009 года. Предполагаемый срок окупаемости проекта – три года.
- По вашему мнению, нужна ли телекоммуникационной отрасли для успешного развития на Дальнем Востоке административная поддержка?
- В этом вопросе я бы говорил, скорее, об отраслевом подходе, а не о региональном. Мы бы хотели единых подходов и правил игры для всех участников рынка, отсутствия двойных стандартов. И мы говорим об этом на всех уровнях.
В телекоммуникационном бизнесе весьма значительными являются затраты в инфраструктуру. Компании такого масштаба, как наша, предоставляют услуги связи в отдаленных населенных пунктах, где их оказание является убыточным.
Для операторов сотовой связи, и компаний, предоставляющих фиксированную связь, существуют разные правила оказания услуг. К операторам фиксированной связи требования жестче. У компаний, предоставляющих услуги мобильной связи, практически отсутствует социальная нагрузка. Их ведь не заставляют оказывать услуги связи в населенном пункте, где живут три человека. У нас такая нагрузка есть. Кроме того, мы бы хотели, чтобы абонент мог дистанционно изменять потребляемые услуги, и для этого ему не нужно было ехать в наш отдел обслуживания. Это неудобно и для абонента, и для нас. Но сейчас мы вынуждены принимать заявления абонентов только в письменной форме, так как этого требует нормативная база. А абоненту сотовой связи достаточно отправить SMS, чтобы выбрать ту или иную услугу.
Если говорить о взаимодействии с региональными властями, поддержка от них есть. Они понимают и поддерживают наши цели и задачи.
- Аналитики прогнозируют, что в 2009 году экономический кризис ударит по доходам населения. Вы не ожидаете перехода абонентов с дорогих тарифов на дешевые?
- Финансовый кризис ударит по всем отраслям потребления. Люди станут покупать меньше, откажутся от дорогих покупок, но экономить в первую очередь на услугах связи они вряд ли будут.
Во-первых, суммы не такие крупные. Во-вторых, без связи ты почти не жилец. Если, например, организация отключает все свои телефоны, то, скорее всего, она банкрот.
Я думаю, что наиболее рациональный сценарий, при условии, что у абонента есть сотовый и стационарный телефон, перевести основной поток трафика на фиксированную сеть. Она реально дешевле.
Конечно, возможен и другой сценарий - абонент может полностью отказаться от оплаты фиксированной телефонной и перейти только на сотовый телефон. Но, если абонент считает деньги, выгоднее пользоваться и мобильником, и от стационарного не отказываться. А, например, исходящие звонки совершать со стационарного телефона, а по мобильному телефону быть доступным для входящих вызовов, что сейчас возможно и при нулевом балансе.
- В ряде регионов России начинаются масштабные сокращения на крупных предприятиях. Какой будет кадровая политика "Дальсвязи" в 2009 году?
- Наша кадровая политика не претерпит серьезных изменений. Поскольку мы поставили задачу развивать компанию, мы должны сохранить квалифицированный персонал. Новые технологии требуют более высокого профессионализма сотрудников.
В предстоящем году в компании не будет сверхплановых сокращений. Те, что произойдут, связаны со структурными изменениями компании и бизнес-процессов. Одной из целей компании в 2009 году является рост средней зарплаты сотрудников
Экономить на благосостоянии наших сотрудников не будем, мы хотим, чтобы наши сотрудники были заняты решением производственных задач, а не поиском дополнительного приработка и недорогих продуктов питания.