ВЛАДИВОСТОК, 12 декабря, PrimaMedia. "Российская газета" сегодня опубликовала постановление о повышении таможенных пошлин с Нового Года на легковые и грузовые иномарки. Цель этих нововведений - защитить отечественных производителей, под которыми понимаются как исконные российские автозаводы, так и иностранные автопредприятия, которые строят заводы в нашей стране. Что касается возможного взлета цен на иномарки после повышения пошлин, то в минпромторге отмечают, что потребителям беспокоиться нечего.
Лидер Общества защиты автомобилистов Приморья, единоросс, депутат думы Владивостока Дмитрий Пенязь считает, что повышение пошлин приведет к огромному количеству безработных и оттоку людей с Дальнего Востока. Беспокоиться есть за что.
- Дмитрий Владимирович, зачем нужно было повышать пошлины, если статистика как раз показала, что наблюдается спад в "импорте" автомобилей?
- Пошлины были введены и пролобированы определенными экономическими и олигархическими слоями, как раз потому, что спад идет не только на рынке подержанных автомобилей, но и на рынке новых автомобилей. Причем, если на рынке поддержанных автомобилей, который просто стоит с августа месяца, есть еще какое-то вяло текущее движение, то при покупке новых автомобилей с учетом отсутствия кредитов в банках и так далее, процесса продвижения нет никакого.
Те олигархические структуры, которые владеют большим количеством автомобильных предприятий, в том числе салонов по продаже машин, новой автомобильной техники, привезенной из-за рубежа, конечно, озаботились. С учетом того, что эти салоны в основном расположены ближе к Москве, то соответственно с Дальнего Востока, который за Уральским хребтом, ничего не продается, прибыль не получается, а затраты идут.
И еще один такой момент - как у нас российский автопром не делал качественных машин, так они делаться и не будут. По приказу качественные автомашины делаться не могут. Я вас уверяю, что сейчас пройдет определенное количество времени, с точностью до того, как пошлины вступят в силу – российский автопром, не улучшив абсолютно никакого качества, поднимет стоимость своих автомашин.
- Вы согласны с тем, что жители за чертой Урала по факту оказываются в проигрыше, потому что все отечественные заводы-производители автомашин находятся под Петербургом?
- Я скажу вам так - тот, кто ездил на качественном японском или американском автомобиле, не захочет пересесть на отечественную машину. Это первая сторона медали. Вторая сторона медали – понятно, что все это дорого. Даже если здесь в условиях финансового кризиса организовать продажу этих автомашин, это не будет работать. Ведь никто же не мешал сейчас российскому автопрому приходить сюда и завоевывать рынок. Они просто не посчитали это нужным. И последствия будут тяжелые. Помимо того, что придется покупать эти автомобили по заоблачной цене, плюс постоянный ремонт этих автомобилей сведет на нет все усилия.
Я подозреваю, что с 90-х мы ввезли очень много автомашин, когда начался массовый ввоз. За последние 11 месяцев этого года из Японии поступило только 394 252 легковых автомашины, а грузовых, автобусов, машин специального назначения более 450 тысяч.
- Есть ли разница в новом постановлении с повышением пошлин на иномарки между юридическими и физическими лицами?
- Разницы сейчас нет. Было постановление по юридическим лицам, теперь и по физическим. Пошлины для тех и для других будут единообразны, они сравнялись. Просто физлицо везет для своего пользования, а юрлицо везет на продажу. Физлицо может провести только одну машину, а юр лицо неограниченное количество.
- А что теперь делать тем людям, которые занимались автобизнесом, среди которых очень много молодых. Куда им деваться?
- А вот некуда. Перспектив на сегодняшний момент нет. И если звучат отдельные предложения каких-то не очень разумных людей, о том, что нужно брать лопату и идти строить мосты, то целесообразно ли вообще строить эти мосты в создавшихся условиях абсолютного отсутствия перспектив с трудоустройством. Для кого это, в конце концов, будет строиться? И к тому же очень сложно заставить человека, который, допустим, считал декларации пойти работать лопатой.
Мы сначала поубивали все ПТУ, которые готовили водителей, электросварщиков, высококвалифицированных рабочих, сейчас нет никаких школ по переквалификации. Когда это будет – неизвестно, а люди живут сегодня. На сегодняшний день найти работу очень сложно, практически невозможно.
Я знаю о массовом сокращении компаний, которые были завязаны на автомобильный бизнес. Таких компаний очень много. Ни один чиновник, ни один руководитель, ни города, ни края, пока еще просто не представляет, куда устроить этих людей. Если бы все было так просто, то переквалификация уже бы происходила.
Даже если будет здесь какое-то мелкое производство, малый и средний бизнес, на который все надеются, что он гибкий, он перестроится, развернется, то я бы хотел обратить внимание – а кому продавать? Везти на запад – это удорожание продукции. Я не вижу перспектив для трудоустройства и переквалификации этих людей, я не знаю чем им заниматься. Думаю, что те люди, которые занимались автомобильным бизнесом, имеют какие-то запасы денег, будут переезжать в среднюю часть России, где цены ниже. Дороже жизни, чем на Дальнем Востоке, нет нигде. Уже через 2 недели мы получим, по крайней мере, не меньше 10 тыс. безработных.
- А была ли шумиха по правому рулю, как отвлекающий маневр от пошлин?
- Вопрос по запрету правого руля еще не снят. Хотя можно ведь не запрещать правый руль, можно поднять пошлины, и все само собой встанет на свои места. Здесь можно пойти в развитии автопрома экономическим, эволюционным путем, а можно пойти революционным. Вот этот подход, я считаю, революционный, потому что государство в свое время по большому счету бросило такой большой регион, как Дальний Восток, на выживание. Огромное экономическое движение здесь - как раз за счет такой инфраструктуры, как автомобильный транспорт. Я вам скажу, что по итогам этого года, наша таможня в виде таможенных сборов именно за автомобили отправила в доход государства порядка 1,5 млрд. долларов. Государство получило эти деньги именно за счет активности населения, которое здесь, не вложило ни копейки, по большому счету. Только на содержание структур.
Поэтому сейчас – рынок стоит, государство должно в преддверии такого огромного финансового кризиса заботиться о занятости населения, но у нас сегодня с января месяца куча людей останется просто без работы.
Если берем машины среднего класса, скажем Короллы, то повышение пошлин произошло минимум в 2 раза. Если пошлина раньше составляла порядка 1800 долларов, то сейчас она составляет порядка 4200 долларов. И соответственно чем больше объем двигателя, тем больше пошлина. На некоторые машины пошлины поднялись в 3-4 раза. Поэтому, конечно, если сейчас такая сложная экономическая ситуация - доллар растет, йена растет, машины дорожают, а еще сейчас введение новых пошлин, все это, скажем так, полностью убило автомобильный рынок на дальнем Востоке.
На сегодняшний момент мы берем кучу безработных людей, это не менее 100 тыс. во Владивостоке. Это умирание территорий – Зарубино, Посьет, Славянка, пристань Ольга Рудная, умирание портов, отсутствие перспектив развития какого-либо производства, отсутствие перспектив по трудоустройству людей, по их переквалификации. И тем самым как следствие - громаднейший отток людей с Дальнего Востока. Помимо Приморского края, есть Сибирь, Хабаровск, Иркутск, Новосибирск, Красноярск, где тоже достаточно огромные автомобильные инфраструктуры.
Плюс наши не конкурентно способные автомобили сейчас точно так же подняли пошлины на маленькие автобусы, грузовички, спецтехника, которыми пользуются предприниматели, фермеры. Время для поднятия пошлин выбрано очень тяжелое. С учетом того, что и так происходило массовое сокращение людей, то сейчас это будет занимать катастрофический характер. А покупать автомашины – перед смертью не надышишься.
Предсказать те экономические последствия, которые повлечет принятие данного постановления, наверное, сейчас не может ни один экономист или специалист. Люди это на себе прочувствую через определенный промежуток к времени без всяких экономистов. Но предсказать, что это огромная потеря рабочих мест для Приморья и Дальнего Востока можно уже сейчас.
Мы говорим об очень сложно разветвленной экономической структуре – это и туристические компании, перевозки морским, железнодорожным транспортом, стивидорные компании, склады временного хранения, обслуживающие центры, продавцы автомобилей, перевозчики, огромная инфраструктура, которая сложилась вдоль дорог, которая живет за счет именно перегонщиков, шиномонтажки, заправочные станции, станции технического обслуживания, всевозможные закусочные и так далее. Еще 2-3 месяца такая прослойка будет иметь место быть, а уровень жизни на ДВ по кривой будет падать вниз просто на глазах.
- 14 декабря во Владивостоке пройдет пикет в защиту прав автомобилистов Приморья, вы примете участие в этом мероприятии?
- Безусловно. Я лично присоединюсь к участникам акции. Не далее как две недели назад, мы проводили акцию протеста, где я принимал непосредственное участие и был ее организатором. Общество защиты автомобилистов Приморья будет всячески поддерживать эти мероприятия и помогать. Я только за то, чтобы поддержать людей, и советую это сделать другим.