T2 объявляет понедельник днем подарков
12 мая, 09:00
Вахта Победы: Подписание акта о капитуляции и Великая Победа
11 мая, 22:00
"Аудитория в Приморье тяготеет к контенту с элементами мистики и необычного"
11 мая, 10:00
Вахта Победы: Сахалин дает деньги в заем Родине
11 мая, 10:00
Вахта Победы: Наступил великий день победы над Германией!
11 мая, 09:00
Дальний Восток 11 мая. Начало вооруженного конфликта на р. Халхин-Гол
11 мая, 07:00
СК России займётся ситуацией с разрушенной дорогой в Приморье
10 мая, 21:27
Подвиг "Таганрога": как танкер владивостокской нефтебазы спас город от катастрофы
10 мая, 19:04
Всеобщая конфедерация профсоюзов призвала сохранять и передавать новым поколениям правду о Великой Победе
10 мая, 18:16
Клещи атакуют: более 1200 человек пострадали в Приморье с начала сезона
10 мая, 18:11
Фонд ВВН Владимира Николаева оказал беспрецедентную поддержку движению "За Россию"
10 мая, 17:49
В Приморье грузовой поезд насмерть сбил молодого мужчину
10 мая, 15:08
Получил семь ранений: Ольга Зотова о судьбе и творчестве художника-приморца Кирилла Шебеко
10 мая, 14:37
Вместо автобуса — самолёт: Суйфэньхэ хочет наладить перелёты во Владивосток
10 мая, 13:40
Ветеранов Великой Отечественной чествовали в Адмиральском сквере Владивостока
10 мая, 13:05

Копыта кармического лося и Малевич: в галерее "АртЭтаж" открылась выставка Дамира Муратова

Сибирские мечты о чем-то лучшем
4 октября 2019, 07:50 Общество PrimaMedia ГОРОД
Выставка Дамира Муратова "У синего моря" в галерее "АртЭтаж" Илья Табаченко, ИА PrimaMedia
Выставка Дамира Муратова "У синего моря" в галерее "АртЭтаж"
Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

27 сентября в галерее "Артэтаж" (ул. Адм. Фокина, 25) открылась выставка омского художника Дамира Муратова "У синего моря" (12+). В экспозиции представлены 34 работы разных лет, выполненных в различных направлениях: от советской иллюстрации до современного шрифтового дизайна.

Дамир Муратов – автор "CheBurashka" и "MyckeyMao" (этот подвиг мировая культура никогда не забудет) – умеет сразу ввести зрителя в интеллектуальный транс, сводя воедино исторические, бытовые, социальные и экзистенциальные пласты в понятных каждому русскому человеку архетипах и символах.

Снег, ели, черный квадрат – концепты, в бытовом сознании вполне описывающие Россию, и несколько уже – Сибирь. Сибирь для Дамира Муратова – это не просто его родина-беднотаун, а метафизический выбор художника, носителя "постколониального синдрома".

SiberiaIslandofFreedom, GreatSiberianDream, "Герб" – эти работы так или иначе обыгрывают официальную гербовую атрибутику, внушая простую, как мычание, мысль: если метрополия (то бишь Москва) начинает вращаться – империю рвет по краям.

И все же Муратов скорее не про политику и экспансию территорий, а про поиск внутренней формы, которая России исконно чужда.

Ряд работ "Мох", которая создавалась Муратовым в состоянии предельно реалистичного видения мира, как раз об этой ризоматичности — нелинейной структуры организации бытия и мышления. "В России форма никогда не ценилась, — говорит Муратов в многочисленных интервью. – Все, что делает наш народ, это восполняет свой кармический голод за 70 лет".

Путь, поиск, смысл, карма – расхожие экзистенциалы в работах Муратова репрезентируются с отчетливой постмодернистской иронией, поэтому вызывают не тошноту, а ностальгию по детству, когда мир был простым и понятным и описывался бойкими лозунгами: "Каким художником не надо быть. Выпуск №:6", "И уносят меня, и уносят меня в промерзшую зимнюю смурь: копыта лося, эх, копыта лося, декабрь, январь и июрь".

Смысловых пластов в каждой работе столько, что замучаешься счищать: картина "Лишнее" на первый незамутненный взгляд – визуальная репрезентация знаменитой максимы Микеланджело "надо просто отсечь лишнее". Однако конфигурация этого "лишнего" недвусмысленно отсылает к Тамерланову кургану и верещагинскому "Апофеозу войны".

Мировое искусство Дамир любит настолько, что вполне может себе позволить обращаться с ним по-всякому: черный квадрат Малевича у него покрывается грибами-опятами, руки Бога-отца и Адама, протянутые друг другу, оборачиваются ветками, революционер-народоволец возвращается из ссылки в прямом смысле скелетом, а герои картины Решетникова "Опять двойка" куда-то "Ушли" (название оммажа Муратова), оставив после себя узнаваемый интерьер, покрытый снегом и частично подсвеченный адским пламенем.

Выставка Дамира Муратова

Выставка Дамира Муратова . Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia

Тема смерти в работах так же решена с карлсоновским обаянием: это и "дикое, но симпатичное привидение с мотором" из знаменитой союзмультфильмовской анимации, и смерть, застигнутая на поле с подсолнухами, и уже упоминаемый репинский сюжет возвращения, разворачивающийся почему-то на Плутоне.

На открытие собственной выставки во Владивосток Дамир Муратов не приехал, перенес визит на будущий год, когда осенью наконец пройдет ожидаемая VIBVA (Владивостокская международная биеннале визуальных искусств). Тогда, может быть, в его работах появится наконец синее море. Пока же сине-зеленые волны центральной картины экспозиции оказываются, при ближайшем рассмотрении, небогатыми сибирскими холмами.

Выставка работает до 3 ноября 2019 года.

Вход свободный.

О художнике:

Дамир Муратов родился в 1967 году в Тобольске. Окончил художественно-графический факультет Омского государственного педагогического университета им. А. М. Горького (1998).

Среди его персональных выставок: "Все засыпет хвоей наших кедров" (галерея "Белый куб", Омск; Красноярский культурно-исторический музейный комплекс, 2011–2012), "Как я провел лето" (галерея "Боли Шер", Омск, 2012), "Конец цвета" (галерея X—Max, Уфа, 2012), From Siberia with Love (11.12 GALLERY, Москва, 2013), "Белые солдаты" (Музей современного искусства "Эрарта", Санкт-Петербург, 2013), Random Skier (Dukley Art Center, Котор, Черногория, 2015), "Искусство привидений" (11.12 GALLERY, Москва, 2017) и др.

Участник групповых выставок: "Соединенные штаты Сибири" (Здание Табачной фабрики, Пермь; Сибирский центр современного искусства, Новосибирск; галерея "Культурный альянс", Москва; Лофт Проект "Этажи", Санкт-Петербург, 2012–2013), 7-й международный симпозиум современного искусства "Аланика" (Владикавказ, 2013), "Урал-Трансцендентал" (Центр дизайна ARTPLAY, Москва, 2015), "Бажов-фест. Новые уральские мифологии" (Уральский филиал Государственного центра современного искусства, Екатеринбург, 2016), Триеннале российского современного искусства (Музей современного искусства "Гараж", 2017),

Art Riot Post-Soviet Actionism / "Арт-восстание. Постсоветский акционизм" (Saatchi Gallery, Лондон, 2018), Первая международная биеннале современного искусства (Бухарест, 2018).

Принимал участие в оформлении спектаклей БДТ им. Товстоногова, Северо-Казахстанского областного театра кукол и Московского Губернского театра.

9925
43
37