Выборы исполнительной и законодательной власти Камчатки в 2003-2004 годах
9 июня, 11:00
Камчатка 9 июня: история Усть-Камчатского порта
9 июня, 08:50
Вахта Победы: Телефонист-фронтовик из Забайкалья проложил 12,5 км провода за 12 минут
8 июня, 21:00
Польза и вред. Огурцы
8 июня, 14:20
Десант снаряжала вся Камчатка: из истории Курильской десантной операции
8 июня, 11:00
Камчатка 8 июня: Российско-Американская компания и новые заказники
8 июня, 08:50
Камчатка 7 июня: места отдыха горожан и день рождения тренера Каталагина
7 июня, 08:50
Польза и вред. Куриное мясо
6 июня, 14:20
Камчатка 6 июня: плавание вокруг мыса Лопатка и "Чертёж Камчадальского носу"
6 июня, 08:50
Камчатка 5 июня: исследователь Камчатки Владимир Тюшов и День эколога
5 июня, 08:50
Что не стоит делать 5 июня в день Левона Огуречника, чтобы не было проблем с деньгами
5 июня, 07:00
Польза и вред. Авокадо
4 июня, 14:20
Камчатка 4 июня: создание Акционерного Камчатского общества
4 июня, 08:50
Камчатка 3 июня: "Скаска" Владимира Атласова и оползень в Долине гейзеров
3 июня, 08:50
Польза и Вред. Поваренная соль
2 июня, 14:20

"Нерпа" создана "на костях" злополучной подлодки "Пантера"

Становятся известные "печальные" подробности истории проекта 971
22 ноября 2008, 12:00 Общество
ВЛАДИВОСТОК, 22 ноября, PrimaMedia. "Пантера" строилась на "Севмаше" и была седьмой по счету, а "Нерпа" - уже пятнадцатый корабль проекта 971, и строительство его на верфи Комсомольска-на-Амуре в силу разных обстоятельств растянулось на долгие восемнадцать лет, сообщает "Российская газета".

С экипажем и сдаточной командой многоцелевой подводной лодки проекта 971, построенной в Северодвинске, корр. "РГ" провел в море всего семь суток. В лодке - битком.

Сам собой возникает вопрос: зачем так много гражданских специалистов на лодке, проходящей государственные испытания? Ведь люди вынуждены неделями ютиться по 8-10 человек в трехместной каюте, и это еще считается "хорошо устроились". Основная масса днюет и ночует прямо на боевых постах, постелив матрац на палубу или соорудив так называемые "самолеты" - подвесные фанерные щиты. А у команды первого отсека самые ходовые спальные места - под боком у торпед и подле других, не менее "экзотичных" изделий, поименовать которые по известным причинам не могу.

Об этой больной проблеме еще на берегу обстоятельно говорили с главным в ту пору строителем "Севмашпредприятия" Юрием Гречковым, а в море диалог продолжился с его заместителем, ответственным сдатчиком этого, как принято говорить, "заказа" Виктором Сорокиным. Оба они признавали, что эту практику надо решительно пересматривать, наладку механизмов корабля и систем вооружения производить преимущественно в стенах завода. А если и посылать людей в море для испытания систем в боевом режиме, то это должна быть небольшая группа специалистов-универсалов с надлежащим опытом и обширными практическими знаниями. Сейчас же нередко случается, что к одному насосу приставлено по два наладчика.

- Пусть не покажется странным, - убеждал корр. "РГ" Гречков, - но все это от нашей бедности. Заводы-поставщики ориентированы, как правило, на мелкосерийное производство, а некоторые новые системы и механизмы выпускаются и вовсе в единичных экземплярах. Необходимых стендовых испытаний, предварительной оценки совместимости различных систем не проводится - все это ложится на наши плечи. И на какое-то время подлодка вынужденно превращается в испытательный стенд...

В этих словах был, безусловно, резон, но нельзя пройти и мимо фактов другого рода. Они ярко высветились в день, на который была назначена стрельба ракетоторпедами комплекса "Гранат".

Параметры глубины, выдаваемые с датчиков на пульт оператора, не соответствовали реальным показаниям глубиномера. Предстартовую подготовку боевая информационно-управляющая система (БИУС) остановила буквально за семь или восемь секунд до времени "Ч".

Когда стали разбираться в причинах, вскрылся поразивший факт. Регулировочный винт на датчике остался недовернутым, а подложенную для страховки... спичку (да, обыкновенную спичку!) решили, видимо, использовать по прямому назначению. Или она просто выпала...

Командир на разборе не сдержался:

- Зачем возим такую прорву людей, если они нисколько не беспокоются с вечера, чтобы утром все было на "товсь"?

Легкая встряска, видимо, подействовала. При второй попытке все прошло по штатной схеме, и командир торжественно объявил по общекорабельной трансляции:

- Сегодня "Пантера" первый раз показала зубы. Выпущенное изделие достигло заданной точки без замечаний...

В декабре 2001 года корр. "РГ" вновь оказался на "Севмаше". В присутствии Владимира Путина, тогда президента и Верховного главнокомандующего, поднимали гвардейский Андреевский флаг на атомной подводной лодке К-335 "Гепард". Впервые за шесть последних лет военный флот России получал новый боевой корабль.

"Гепард" не просто венчал серию из четырнадцати многоцелевых АПЛ 971-го проекта, которые с 1980 года строились на военных верфях Комсомольска-на-Амуре и Северодвинска. Поскребыш из "семейства кошачьих" по многим тактико-техническим характеристикам и возможностям боевого применения уже тогда мог быть отнесен к кораблям четвертого поколения, которые еще только проектируются и строятся.

И в этом смысле он - первенец.

Детище питерских конструкторов и северодвинских корабелов не без оснований называли самой совершенной подводной лодкой ВМФ России с точки зрения скрытности плавания.

В мажорной обстановке того праздника, вполне заслуженного корабелами и моряками, нашлось место и разговору "по душам". Друзья и старые знакомые не стали скрывать печального факта: "Пантера", а за ней и "Тигр", построенный по тому же проекту на четыре года позже, выведены из боевого состава и поставлены к набережной "Севмаша" для серьезного ремонта.

Как оказалось, обездвиженная "Пантера" уже третий год отирала бока у заводского пирса - приведена в Северодвинск на буксире. "За ноздрю", как здесь выражаются. До этого, рассказывали, провела успешно две боевые службы и одну поисковую операцию.

А дальше случилось то, что случилось. На "Пантере" вышла из строя аккумуляторная батарея. И когда стало точно известно, что лодка идет в заводской ремонт, с нее стали снимать все, что можно и нельзя. Описывая, в каком раздрае корабль возвращен на завод, не могли сдержать эмоций даже видавшие виды инженеры: "Варварство - по-другому не скажешь".

Долгое время "Пантера" и "Тигр", исключенные из состава сил постоянной боевой готовности Северного флота, пребывали в ожидании, когда же, наконец, "Севмаш" и соответствующее управление в главном штабе ВМФ договорятся: ремонт какой сложности необходимо проводить и, главное, на чей счет относить непредвиденные затраты.

А вопрос не шуточный - потребность в замене аккумуляторной батареи, выведенная из строя турбина, сложные неполадки в ракето-торпедном комплексе не укладываются в объемы так называемого поддерживающего и даже среднего ремонта. Созданная по устоявшейся схеме комиссия из представителей промышленности и флота, как всегда в таких случаях, персонифицировать ответственность не стала, разложив ее на обе стороны.

Тут невольно задаешься вопросом: а не накладны ли такие игры для государства? Шесть-семь лет (а в случае с "Нерпой" - все восемнадцать) строить атомную подводную лодку, потратить из бюджета полмиллиарда долларов - и для чего? Чтоб через два-три года, проведя две поисковых операции и всего одну боевую службу, поставить корабль к стенке, как это случилось с "Пантерой" и "Тигром"? О каком коэффициенте боевого использования в таком случае говорить?!

Акулье племя: теперь об этом можно рассказать

Акула К-284 1984 Кмс-на-Ам ТОФ

Дельфин К-263 1985 Кмс-на-Ам ТОФ

Кашалот К-322 1986 Кмс-на-Ам ТОФ

Кит* К-391 1987 Кмс-на-Ам ТОФ

Нарвал К-331 1989 Кмс-на-Ам ТОФ

Барс** К-480 1989 Северо-нск СФ

Пантера К-317 1990 Северо-нск СФ

Морж*** К-419 1992 Кмс-на-Ам ТОФ

Волк К-461 1992 Северо-нск СФ

Леопард К-328 1993 Северо-нск СФ

Тигр К-154 1994 Северо-нск СФ

Дракон**** К-295 1996 Кмс-на-Ам ТОФ

Вепрь К-157 1996 Северо-нск СФ

Гепард К-335 2001 Северо-нск СФ

Нерпа К-152 заложен в 1991 г. Кмс-на-Ам ТОФ

Кугуар К-337 заложен в 1993 г. Северо-нск

Рысь К-333 Северо-нск

* В 1997 году переименован в "Братск".

** По инициативе шефов из Татарии переименован в "Ак-Барс".

*** В 1999 году переименован в "Кузбасс".

**** С 1999 года - "Самара".

Атомная подводная лодка проекта 971 "Акула"

Разработана Санкт-Петербургским морским бюро машиностроения "Малахит".

Длина корабля - 113 метров, ширина - 13,8 метра. Прочный корпус поделен на шесть отсеков. Осадка - 9,6 метра, водоизмещение в надводном положении - 8.470 тонн, в подводном положении - 13.800.

Предельная глубина погружения - 600 метров, рабочая - 520. Главная энергетическая установка - один реактор водо-водяного типа на тепловых нейтронах ОК-650 с четырьмя парогенераторами.

Максимальная скорость в подводном положении - более 30 узлов, в надводном - более 10. Автономность - 100 суток. Экипаж - около 80 человек.

Вооружение - 28 крылатых ракет комплекса РК-55 "Гранат", торпеды САЭТ60М, 53-65К, 65-76 и мины. Для стрельбы торпедами и запуска крылатых ракет подводные лодки этого проекта оснащены шестью носовыми торпедными аппаратами.

14
43
37