ВЛАДИВОСТОК, 07 ноября, PrimaMedia. Президент "Транснефти" Николай Токарев впервые официально признал, что его компания и "Роснефть" ждут долгосрочных кредитов от Китая на 25 млрд. долл., сообщают "Ведомости".
Китай может одолжить "Транснефти" 10 млрд. долл., а "Роснефти" — 15 млрд. долл., заявил вчера, 6 ноября, Николай Токарев. Параметры будущих займов пока не определены, оговорился он: делегация обеих компаний сейчас находится в Китае, где обсуждает этот вопрос. Но "Транснефть" хотела бы долгосрочный кредит (примерно на 10 лет) по ставке меньше 7% годовых, деньги должны пойти на инвестпрограмму монополии, рассказал Токарев. И для "Транснефти", и для "Роснефти" предлагаются равные условия, добавляет источник в российско-китайской межправительственной комиссии.
Президент "Роснефти" Сергей Богданчиков комментировать свои пожелания не стал. Как не стал недавно подтверждать такие переговоры и вице-премьер Игорь Сечин (он говорил лишь о "значительных кредитах"). Хотя о возможных займах на 20-25 млрд. долл. в обмен на 20-летние поставки нефти в Китай стало известно еще в конце октября, когда в Москву прилетал премьер КНР Вэнь Цзябао.
Китай хочет, чтобы "Роснефть" продлила с ним контракт на поставку нефти на 2011-2030 гг. (по 15 млн. т ежегодно), говорил тогда источник в российской делегации. Но "Роснефть" пока не договорилась об условиях поставок. Все, что есть, — договор "Транснефти" с китайской CNPC о принципах строительства и эксплуатации нефтепровода, который пойдет в сторону Китая как ответвление от Восточного нефтепровода (6 ноября Госэкспертиза как раз дала положительное заключение по проекту). А контракты на поставку и прокачку нефти могут быть заключены до 25 ноября, заявлял ранее Сечин.
Если "Роснефть" и "Транснефть" возьмут кредиты на названных Токаревым условиях, это хорошая новость не только для госкомпаний, но и для платежного баланса России в целом, отмечает аналитик МДМ-банка Михаил Галкин. Сейчас ставка в 7% годовых — это "очень недорого" (досрочные еврооблигации "Транснефти" торгуются с доходностью 12-14%), не говоря уже о том, что привлечь такую сумму на международных рынках сейчас в принципе невозможно, заключает эксперт.
Китайский кредит на 15 млрд. долл. серьезно облегчит жизнь "Роснефти": на 1 июля ее чистый долг составлял 21,4 млрд. долл., из них 13,4 млрд. долл. — краткосрочные займы.
А вот "Транснефти" 10 млрд. долл. на всю инвестпрограмму может не хватить (с учетом планов до 2010 г.). Но компания может сосредоточиться только на главном проекте — второй очереди Восточного нефтепровода, отмечает аналитик Unicredit Aton Павел Сорокин: ее сметы пока нет, но понятно, что она будет дороже первой очереди (около 300 млрд. руб., или 11 млрд. долл. по текущему курсу). А остальные проекты, в частности БТС-2, чиновники могут и отложить с учетом сегодняшней ситуации на рынке, полагает эксперт.