В Приморском крае изменился механизм предоставления жилья гражданам, которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Теперь администрация города сама приобретает квартиры, тогда как ранее этим занимались краевые власти. Подробнее об изменениях, и о том, в каком состоянии покупаются квартиры, ИА Primamedia рассказал начальник управления по учету и распределению жилой площади администрации города Владивостока Андрей Цуренко.
— Андрей Сергеевич, расскажите, когда было принято такое решение и сколько квартир городские власти уже смогли приобрести?
— Изменения произошли в этом году. 1 января вступили в силу краевые законы. В рамках исполнения данных полномочий администрация приняла постановление о порядке их реализации и между органами администрации распределила обязанности. С краевым департаментом образования и науки мы заключили соглашение о предоставлении субвенций. В 2019 году было принято решение формировать специализированный жилищный фонд за счёт приобретения жилья, и после заключения соглашения проведены закупочные процедуры. Пять поставщиков предоставили нам 23 квартиры, которые осматривал и глава города, и депутаты, и представители СМИ. На сегодняшний день мы вручили 12 квартир. Их владельцами стали девушки и молодые люди старше 18 лет. На наш взгляд, и новоселы, и их опекуны очень довольны. Поставщики обеспечили надлежащее качество квартир, и мы пригласили их снова для участия в аукционе.
— Какие компании стали поставщиками квартир для детей-сирот?
— Это разные компании. ИП и юрлица — основные категории.
— В каких районах были приобретены квартиры? Это заранее оговаривалось или определялось после аукциона?
— У нас в закупочной документации написано, что мы приобретаем квартиры на территории Владивостокского городского округа, однако исключили ряд отдаленных районов. Например, село Береговое на мысе Песчаный. Да, оно входит в состав городского округа, но мы были вынуждены его исключить из-за сложной транспортной доступности. Островные территории пока тоже исключаем, в том числе остров Русский. У нас остаётся именно материковая часть Владивостока. Так, мы купили квартиры в Первомайском, Ленинском и Первореченском районах. Большая часть расположена в Советском районе. Часть квартир есть в посёлке Трудовое. Все эти районы имеют прекрасную транспортную доступность, со всей необходимой социальной инфраструктурой. Кстати, первую квартиру мы вручали именно в поселке Трудовое.
— Получатели квартир сами выбирают, в каком районе и в какой квартире будут жить?
— Вернёмся к передаче полномочий. Администрация города передала полномочия по формированию и оформлению специализированного жилищного фонда. Однако саму процедуру распределения и учёт граждан осуществляет по-прежнему администрация Приморского края. После оформления квартиры АПК принимает решение, кому она передаётся. Наша задача — оформить квартиру в кратчайшие сроки и предоставить её по договору. На учёте сейчас около тысячи граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей". И из этой тысячи больше половины имеют судебные решения, обязывающие АПК предоставить им жилье. Получается, что администрация, так же как и город, приобретает жильё, формируя тем самым краевой фонд. Только мы закупаем квартиры для тех подопечных, у которых нет судебного решения. Вот так вместе с краем мы занимаемся решением данного вопроса.
— С какими трудностями столкнулись на этом пути?
— Мы все организовывали с нуля. Благодаря главе города были плотно организованы все управления, налажен высокий уровень взаимодействия, понимания, и совместными усилиями всех структурных подразделений мы наладили работу по данному направлению.
Объявить закупку квартир большой сложности не составило, сложнее всего было сформировать техническое задание. Требования к квартирам должны быть понятны поставщикам и всем, кто будет смотреть аукцион, контрольным органам. Следующий вопрос – рынок и наличие на рынке предложений за наш бюджет необходимого качества.
— Какой был минимальный бюджет?
— После анализа рынка соответствующим профильным управлением были представлены результаты на заседании Думы Владивостока. После этого Дума утвердила стоимость квадратного метра и тем самым зафиксировала стоимость квартиры. Ее максимальная стоимость составила 3,5 млн руб.
— Это — цена однокомнатных или двухкомнатных квартир?
— За эту стоимость мы приобретаем квартиры от 30 квадратных метров. Ограничения по верхнему пределу нет. Поэтому поставщики нам предложили как однокомнатные, так и двухкомнатные. Наличие предложений на рынке – это действительно важно. Проблема именно с рынком в части роста цен есть. Одновременно приобрести сразу большое количество квартир затруднительно. Но если поэтапно – то пока получается.

Андрей Цуренко в составе комиссии городской администрации ведет приемку квартир для детей-сирот. Фото: Сайт администрации города Владивостока
— Есть ли какие-то различия между порядком, который существовал ранее, когда это было в ведении краевых властей, и сейчас?
— По сравнению с существовавшим ранее механизмом, новый закон не просто передал полномочия. Инициатива губернатора была не просто отдать на откуп муниципалитетам вопрос, а создать такой механизм, который позволил бы увеличить количество обеспеченных жильем подопечных, сделать эту систему более прозрачной и эффективной. Закон сформулирован таким образом, что нам переданы полномочия по формированию фонда и по оформлению жилья детям, однако и край от этого не отстранился. Они делают эту работу так же. Таким образом, эффективность работы возросла.
— Какова в целом на сегодняшний день ситуация по обеспечению детей-сирот квартирами? Каковы объемы бюджетного финансирования?
— Очередь ведёт департамент образования науки. Она составляет около тысячи человек, из которых более 600 имеют судебные решения, обязывающие администрацию края предоставить жилые помещения. Как мы, так и край одновременно ведём работы по формированию жилого фонда и предоставляем, оформляем жильё. Из 23 квартир, которые мы приобрели, сейчас оформлено 12 и еще 5 квартир проходят процедуру оформления. Мы ожидаем, что в ближайшее время по оставшимся 6 квартирам так же поступит решение от департамента образования и науки о распределении.
Точная сумма финансирования, поступившая в начале года — 83 млн 257 тыс 948 руб. Из них 80 млн 760 тыс 210 рублей – это на приобретение жилья. Оставшиеся средства пошли на обеспечение государственных полномочий, в том числе на финансирование труда дополнительных сотрудников, ставки для которых были введены. В июне нам поступило уведомление о доведении дополнительных средств субвенций от администрации края на сумму около 17 млн 516 тыс 700 руб, в том числе на приобретение квартир 16 млн. 991 тыс 199 рублей, что в настоящее время позволяет приобрести дополнительно четыре квартиры. Также мы запросили в крае с учетом остатка средств от закупок еще 342 тыс 110 руб 65 копеек, что позволит нам приобрести ещё одно жилое помещение.
— Какие требования предъявляются к закупаемым квартирам?
— Квартира не должна нуждаться в ремонте, не должно быть нарушений в материалах отделки помещения. Обязательно должна быть сантехника и электроплита с духовым шкафом, чтобы квартира полностью была готова к заселению. Все оборудование должно находиться в рабочем и исправном состоянии. Никаких дополнительных вложений квартира требовать не должна. Мебель законодательством не предусмотрена.
— Если квартире необходим ремонт, чьими силами и за чей счет он выполняется?
— Не секрет, что большинство квартир на момент закупки были в недостаточно хорошем состоянии. И в течение приёмки мы выносили многим поставщикам отрицательное заключение приемочной комиссии. Объясняли, что предмет контракта не соответствует требованиям. И в установленные сроки поставщики устраняли все замечания по качеству. Если вы сами посмотрите рынок – специально квартиру под продажу в большинстве случаев никто не готовит. Но нам шли навстречу. Мы сразу указываем поставщикам на то, каким требованиями квартира должна полностью соответствовать к моменту приёмки, чтобы пройти экспертизу. В итоге получаем в сроки тот высокий результат, на который рассчитывали.
— Почему нельзя сразу купить необходимое количество квартир на всех детей-сирот?
— Потому что и у нас во Владивостоке, и в других муниципалитетах, на рынке просто нет такого количества – тысячи квартир. Соответственно, в некоторых муниципалитетах, особенно там, где преобладает частный сектор, очень сложно приобрести жилье, которое бы соответствовало тем высоким требованиям, которые предъявляет администрация края, и закон. К тому же, если покупать сразу большими партиями, например не по 20, а по 50 квартир, то даже если при первой закупке мы наберем столько квартир, то это вызовет реакцию рынка и приведет к резкому росту цен.
Во Владивостоке много программ, которые предусматривают выдачу гражданам сертификатов на приобретение жилья. Это и программа для молодых семей, и другие федеральные программы. И если мы будем так отрицательно влиять на рынок, то это не позволит другим категориям граждан реализовывать сертификаты и приобретать жилье. Такая ситуация неправильная и недопустима. Поэтому надо действовать плавно и постепенно, не вызывая ненужных колебаний рынка.
— Сколько в итоге лет, месяцев дети-сироты будут ждать получение своих квартир?
— Это сложный вопрос. Сейчас я не смогу ничего спрогнозировать, работа только началась. Думаю, что прогноз можно будет построить по итогам хотя бы двух-трех лет работы. Все зависит от прироста данной очереди, от того, как много проектов строительства будут реализованы, какое в итоге будет установлено годовое финансирование. Сегодня мы не строим прогнозы, а отрабатываем механизм. Отрабатываем такую систему, которая позволит не только оптимально закладывать в бюджете средства в целях их эффективного использования, но и реально уменьшать очередь.