"Слухи о категорическом неприятии ЕГЭ в России сильно преувеличены", – заявил министр, отвечая на вопрос РИА Новости в Лондоне, где он участвовал в презентации европейской рамочной программы по развитию научных проектов, а также встречался с британским коллегой – министром науки и инноваций Малкольмом Уиксом.
По словам министра, значительное количество людей, которые выступают против такой формы оценки знаний школьников, знакомы с ней лишь понаслышке. "То есть мы сами создаем какие-то мифы, а потом начинаем с ними бороться", – сказал Андрей Фурсенко.
Вместе с тем он признал, что при реальном внедрении ЕГЭ, закон об обязательности которого в России недавно принял Совет Федерации, проблемы возникают: кроме психологических аспектов это еще и качество самих заданий.
"Я могу сказать, что сегодня по ряду предметов претензий к качеству контрольно-измерительных материалов не существует. Это касается точных наук - математики, физики, химии, а так же русского языка", – заверил глава Минобрнауки.
Сложнее, по его мнению, обстоит дело с гуманитарными предметами. "Тут действительно существует проблема: как, например, проверить знания по истории. История – это все-таки не одни даты, это возможность и умение анализировать", – сказал министр.
По мнению Андрея Фурсенко, сейчас, после принятия закона, появилась возможность совершенствовать эти материалы, привлекая специалистов средней и высшей школы. "Когда люди перестали уже заниматься исключительно борьбой и поняли, что процесс неотвратим, они занялись подготовкой этих материалов", – с удовлетворением констатировал министр.
Вместе с тем он разъяснил, что ЕГЭ не означает автоматического введения тестовой системы. Скорее это единый подход для всей страны в проведении письменного экзамена, который должны проверять люди, которые не связаны напрямую ни с конкретной школой, ни с вузом.
"Я думаю, что такой подход будет поддержан. Не надо ЕГЭ демонизировать. Давайте попробуем посмотреть на него с позитивной точки зрения, с учетом опыта других стран, что можно сделать. Абсолютно уверен, что такие возможности будут найдены", – подчеркнул Андрей Фурсенко.
По его убеждению, "абсолютно обязательным экзаменом должен быть русский язык". "Это государственный язык, и абсолютно ясно, что экзамен должен быть единым для всей России и все школьники должны его сдавать", – указал он.
Министр напомнил, что сейчас идут очень большие споры по поводу обязательности единого государственного экзамена по математике с аргументами как "за", так и "против". Отметив, что не хотел бы вступать в дискуссию, он все же дал понять, что считает математику основополагающей наукой и базовым предметом для школьников. "Как будет проверяться знание математики – это еще серьезный вопрос, который еще обсуждается", – заключил он.
Фурсенко также призвал учеников и их родителей не стремиться к преждевременному превращению в узких специалистов. "Жизнь, она же меняется, и что понадобится человеку через пять лет, никто не знает. Школа – это как раз то место, где ты получаешь общие знания, и не надо этим пренебрегать, потому что потом это может аукнуться гораздо тяжелее", – сказал он.
Глава Минобрнауки заверил, что ряду вузов – творческим, спортивным – будут оставлены возможности проводить отдельные вступительные испытания. "Это абсолютно допустимая вещь, если эти требования по испытаниям будут едиными для всех, если они будут таковы, что на них нельзя будет "натаскать" с помощью репетиторов", – пояснил он.
Также в рамках принятия закона об ЕГЭ были существенно расширены возможности приема ребят в вузы по результатам олимпиад. "Единственное справедливое требование – чтобы это было доступно для всех, вне зависимости от места жительства", – сказал Фурсенко.