Оформление машин в ГАИ будет выполняться по аналогии с нынешней системой регистрации граждан. Сейчас, чтобы зарегистрироваться по новому месту жительства, вам не надо ехать на старое, сниматься там со всех возможных учетов, привозить документы на новое и снова стоять в очередях, чтобы встать на учет. Вы обращаетесь в свой паспортный стол, вас регистрируют, автоматически аннулируя предыдущую прописку.
То же самое предлагается сделать и с регистрацией автомобилей. Вы купили машину, ставите ее на учет, а уж проблемы по снятию ее с предыдущего места регистрации ГАИ возьмет на себя.
Планируется узаконить и другое новшество. Сейчас, чтобы получить номера прямо в салоне, приходится прибегать к помощи посредников. Их услуги стоят дорого - в Москве, например, от 10 до 15 тысяч рублей.
Легко догадаться, что для получения номеров никто автомобили из салона на осмотр в ГИБДД не гоняет. Но чем может обернуться подобная посредническая деятельность? Инспектор принимает документы, проверяет и заверяет их, не видя самого автомобиля. По некоторым данным, один посредник регистрирует около тысячи машин в месяц. Соответственно возникают ошибки в документах. Один мой знакомый несколько раз отправлял работников салона править документы на новую машину. Там всякий раз были неточности.
Не проще ли посадить госавтоинспектора прямо в салон, где у него будет возможность и осмотреть машину, и тщательно оформить нужные бумаги? Причем все совершенно официально, по госрасценкам и без накруток посредника. Эта идея сейчас рассматривается в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения.
Надо сказать, что подобный опыт имеется в Санкт-Петербурге. Заметим, что в Питере практически нет очередей в ГИБДД на регистрацию автомобилей.
В департаменте обеспечения безопасности дорожного движения всерьез прорабатывают еще одну полезную идею. Там хотят присваивать машине регистрационный знак пожизненно.
В некоторых западных странах номера на машины закрепляются не за автомобилем, а за его владельцем. Как, например, в Китае. Там человек сначала получает за большие деньги номер и только потом покупает под него автомобиль. Меняя автомобиль, водитель сохраняет за собой номер. У нас предлагается пойти по другому пути - присваивать машине "вечный" номер, который не надо будет снимать при смене владельца. Купили вы машину, поставили ее на учет, поездили года три и продали. При этом вам не потребуется снимать ее с учета, достаточно внести изменения в регистрационные данные о смене собственника. Таким образом, решается сразу несколько проблем: устраняется дефицит регистрационных знаков и решается проблема с лишними сугубо гаишными действиями, как, например, списание одних номеров, с проверкой по всей базе данных, выдача новых - с той же самой проверкой и так далее.
У этой идеи только один противник: ныне существующий ГОСТ на номера. На данный момент количества регистрационных знаков катастрофически не хватает. ГОСТ пока четко прописывает, что госномер должен состоять из комбинации трех букв и трех цифр, а также цифр, обозначающих регион. Но возможности этой схемы уже исчерпаны, поскольку бешеными темпами растет автопарк. ГОСТ предстоит менять. Соответствующий документ разработан. В новых номерах вместо трех цифр будет четыре. Таким образом, на один регион придется порядка 17 миллионов регистрационных знаков. Даже при нынешнем темпе пополнения автотранспорта такого количества номеров хватит надолго.
Впрочем, в ГИБДД не собираются окончательно и бесповоротно менять сегодняшний порядок. У автовладельца останется возможность сохранить за собой номер для вновь купленного автомобиля. Равно как и снять машину с учета со сменой регистрационного знака.