Депутаты не поверили обещаниям Фурсенко о радикальном улучшении ситуации к 2012 г., после реализации госпрограммы модернизации. Некоторые парламентарии опасаются, что сокращение школ и вузов приведет к окончательному краху российской системы образования.
Результаты ЕГЭ по русскому языку и математике таковы: 25% школьников получили "неуд". Но смешно винить в плохих итогах сам госэкзамен. Он всего лишь зеркало, отражающее качество знаний. Кроме того, тесты действительно сложны. Когда взрослым задали восемь вопросов из ЕГЭ по русскому языку, 45% опрошенных дали от одного до трех верных ответов, т. е. получили бы двойку, еще 29% — четыре-пять (тройка), хорошие и отличные результаты показали лишь 26% опрошенных.
Ситуация на разных ступенях образования неодинакова. По мнению экспертов, в начальной школе, где с 1990-х гг. активно внедрялась система развивающего обучения, уровень соответствует мировым стандартам. По результатам проведенного в 2006 г. среди 215 000 школьников из 40 стран международного теста на качество чтения и понимание текста (PIRLS) российские школьники 4-го класса заняли 1-е место, опередив и европейцев, и канадцев, и сверстников из Тайваня и Сингапура. В 2001 г. российские школьники заняли 12-е место среди 35 участников.
Проблемы начинаются на следующих этапах. По данным тестов PISA (Международная программа оценки школьников), среди 15-летних школьников Россия по математике и естественным наукам в 2003 г. заняла 36-е место из 40, в 2007 г. разделила 33-38-е из 57.
Уменьшение числа вузов, по мнению экспертов Высшей школы экономики, не повредит качеству отечественного высшего образования. Возможно, сокращение не должно быть таким радикальным, как предлагает министр (до 200 институтов и 50 университетов). Следует разработать объективные критерии качества образования, которые сведут к минимуму возможность усмотрения чиновников при закрытии вузов и растянуть процесс по времени. Очевидно, что беспрецедентный рост количества вузов (в 2 раза) и числа студентов (в 2,5 раза) в постсоветские годы не обеспечен ни квалифицированными преподавателями, ни учебным оборудованием. Это привело к тому, что многие вузы превратились в конторы по выдаче корочек, дискредитирующих высшее образование.