T2 объявляет понедельник днем подарков
12 мая, 09:00
Вахта Победы: Подписание акта о капитуляции и Великая Победа
11 мая, 22:00
"Аудитория в Приморье тяготеет к контенту с элементами мистики и необычного"
11 мая, 10:00
Вахта Победы: Сахалин дает деньги в заем Родине
11 мая, 10:00
Вахта Победы: Наступил великий день победы над Германией!
11 мая, 09:00
Дальний Восток 11 мая. Начало вооруженного конфликта на р. Халхин-Гол
11 мая, 07:00
СК России займётся ситуацией с разрушенной дорогой в Приморье
10 мая, 21:27
Подвиг "Таганрога": как танкер владивостокской нефтебазы спас город от катастрофы
10 мая, 19:04
Всеобщая конфедерация профсоюзов призвала сохранять и передавать новым поколениям правду о Великой Победе
10 мая, 18:16
Клещи атакуют: более 1200 человек пострадали в Приморье с начала сезона
10 мая, 18:11
Фонд ВВН Владимира Николаева оказал беспрецедентную поддержку движению "За Россию"
10 мая, 17:49
В Приморье грузовой поезд насмерть сбил молодого мужчину
10 мая, 15:08
Получил семь ранений: Ольга Зотова о судьбе и творчестве художника-приморца Кирилла Шебеко
10 мая, 14:37
Вместо автобуса — самолёт: Суйфэньхэ хочет наладить перелёты во Владивосток
10 мая, 13:40
Ветеранов Великой Отечественной чествовали в Адмиральском сквере Владивостока
10 мая, 13:05

«Будем бодаться»: порты Приморья готовятся противостоять стальному лобби

Портовики понесли убытки из-за недавнего запрета на экспорт лома металлов и уже в мае могут опять оказаться в полном смысле крайними
21 марта 2019, 14:50 Бизнес
Металлолом на экспорт ИА PrimaMedia
Металлолом на экспорт
Фото: ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Российское "стальное лобби" снова пытается продавить инициативу о запрете экспорта лома черных металлов. С соответствующим предложением выступило НКО "Фонд развития трубной промышленности". Ранее подобный запрет в течение полугода действовал в портах юга Дальневосточного бассейна, из-за чего портовики владельцами изношенного оборудования и объектов инфраструктуры, понесли убытки на сотни миллионов рублей, сообщает ИА PrimaMedia. Сдавать свою экономическую свободу без боя они не намерены.

Четвертая попытка

Инициатива НКО будет рассмотрена уже в ближайшее время, во время форума "Лом черных и цветных металлов", который проходит в Москве с 19 по 22 марта.

Напомним, противостояние сталелитейных предприятий и экспортеров лома в России имеет долгую историю. В 2008 году перевалка отходов металла за границу уже попадала под запрет во всех дальневосточных портах за исключением Петропавловска-Камчатского, и он просуществовал около полугода. Ограничения регламентировались приказом ФТС, который экспортеры и портовики оспорили в антимонопольных органах. Отстоять свой бизнес им удалось – данная норма была признана недействительной со вступлением в силу ТК РФ, экспортные потоки возобновились.

Однако в 2011 году вступило в силу новое постановление правительства № 1148, бессрочно запретившее экспорт лома черных металлов через любые порты Дальнего Востока, кроме Магадана. Спустя полгода с момента введения запрета Высший арбитражный суд РФ признал его недействующим. При этом суд обозначил позицию, что правительство может вводить ограничения, но исключительно для защиты страны и ее граждан, а не для выгоды отдельных предприятий.

Наконец, новый виток ограничений был связан с недавним постановлением правительства № 584 "Об определении в Дальневосточном федеральном округе пунктов пропуска через госграницу для убытия из РФ за пределы таможенной территории ЕЭС отдельных категорий товаров", в рамках которого лом черных металлов разрешалось вывозить только через Петропавловск-Камчатский, Магадан, мыс Лазарева, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Де-Кастри, Москальво, Пригородное и Шахтерск (Сахалин).

Таким образом, порты Приморского края выпали из транспортной цепочки на срок действия ограничений с 19 мая 2018 года по 16 января 2019-го.

Главным автором этой инициативы являлся депутат Госдумы, сегодня занимающий должность губернатора Хабаровского края, Сергей Фургал, а бенефициаром называли известного дальневосточного производителя сортового и листового проката хабаровское предприятие "Амурметалл", влившееся в группу компаний "ТОРЭКС". При этом незадолго до введения запрета совладелицей бывшего ООО "Амурметалл", сегодня поменявшего название на "Амурсталь", стала супруга Фургала Лариса Стародубова, а самого хабаровского губернатора СМИ именуют "королем вторчермета", так как в разное время за ним числилось до 50% акций таких предприятий, как ООО "Производственная компания "Хабаровскметаллторг", ООО "Миф-ДВ", ООО "Дальпромснаб".

По словам представителей портовой отрасли, протекционистский закон причинил убытки портам Приморья и предприятиям Дальнего Востока на сотни миллионов рублей. Однако не прошло и полугода с момента окончания запрета, как стальное лобби предприняло новый демарш в пользу внутреннего рынка.

С соответствующим предложением о временном ограничении экспорта металлолома из России, но уже с перспективой регулярного продления, выступил НКО "Фонд развития трубной промышленности". Как заявляют авторы инициативы, новый запрет, уже во всероссийских масштабах, решит проблему дефицита сырья внутри страны и позволит увеличить производство продукции с высокой добавленной стоимостью.

Большие убытки

Сегодня в России ежегодно собирают свыше 35 млн тонн металлолома, из которых отечественные заводы перерабатывают 28 млн тонн. Излишки, а это чуть более 5 млн тонн, продаются в Турцию, Беларусь, Южную Корею и др страны.

Именно на корейское направление в первую очередь завязан экспорт лома металла, который проходит через через порты Дальнего Востока. В Приморье такие порты расположены в Славянке, Находке и Владивостоке. Из-за недавнего запрета они понесли значительные убытки, и тепрь готовы бороться за экономическую справедливость.

"В объемах перевалки "Владморрыбпорта" металлолом занимает 10-15%, но для нас это очень важный груз. Заменить его нечем. Поднимать тарифы на перевалку рыбы – это не выход. Во время действия последних ограничений с мая по январь экспортёрам приходилось сначала везти товар на Сахалин, там оформлять и уже отправлять на экспорт. Конечно, из доходов предприятий, из экономики России "вылетели" десятки миллионов рублей", – рассказал Денис Сарана, член совета директоров ОАО "Владивостокский морской рыбный порт".

Говорит о многомиллионных потерях и генеральный директор ПАО "Славянский СРЗ" Андрей Якимчук. Славянский порт в силу особенностей своей инфраструктуры не подходит для перевалки генеральных грузов. Преимущественно он заточен именно под мелкую загрузку – для этого предназначены и специальные экскаваторы, и бадьи, и магнитные шайбы для зачистки вагонов, причем часть оборудования была приобретена в лизинг или арендуется. В хорошие времена через "Славянский СРЗ" проходит до 10 тысяч тонн лома металла в месяц.

"Если инициатива НКО будет реализована, придется сокращать людей, а в этом бизнесе у нас занято порядка 100 человек, распродавать технику. Полугодовой запрет уже причинил нам большие убытки – полгода работа простаивала, миллионов 70 мы потеряли, – рассказал Андрей Якимчук. – Я считаю, металлолом – это не стратегический металл, это чья-то личная собственность – остовы автомобилей, покореженные микроволновки и так далее. Запрет вывозить ее за границу, конечно, абсолютно протекционистский, это лоббистские проявления наших сталелитейных компаний, которые просто хотят снизить цены на сырье раза в два, чтобы таким образом поднять свою рентабельность. И что получается? Он частник, я частник. Он оказывается в плюсе, я в минусе, потому что государство отдает ему преимущественное право покупки. На экспорт лома металла завязана огромная инфраструктура, тысячи рабочих мест. Этот рынок хотят уничтожить".

Сохранить рынок

Проблему излишнего регулирования в налаженной и работающей отрасли отмечает и Денис Сарана, приводя в пример "АвтоВАЗ", который едва ли стал работать эффективнее с введением заградительных пошлин на подержанные иномарки.

"Дефицит металлолома, как и любого товара в современной открытой экономике – это краткосрочное неравновесное состояние, его исправляет рынок, а не постановления правительства. Более того, дефицита как такового никто не наблюдает, это миф, за справедливую цену вам привезут столько металлолома, сколько нужно, а здесь мы видим лишь желание заработать больше за счет других. Попытки ограничить оборот лома черных и цветных металлов – абсолютно законного имущества граждан и предприятий – в пользу и для выгоды отдельных частных компаний приводят к экономической неэффективности в целом, незаконны и абсолютно несправедливы".

Примечательно, что завод "Амурсталь" на конец ноября 2018 года отгрузил покупателям 510 тысяч тонн продукции, что в пять раз превысило аналогичные прошлогодние показатели, а к концу года эта цифра превысила 600 тысяч тонн. При этом представители отрасли утверждают, что половина его продукции – это просто стальная заготовка, которая уходит на экспорт, уже без таможенных пошлин, тем же сталепрокатным предприятиям, что потребляют и российский металлолом. По сведениям редакции, сталелитейщики пытались, но не смогли продлить срок действия ограничений.

Вместе с тем для ряда российских портов металлолом составляет весомую долю грузооборота (до 30-40%). Как подсчитали в Ассоциации морских торговых портов, в результате запрета снижение налоговых отчислений стивидорных компаний составит до 700 млн рублей, экспортных пошлин бюджет недополучит на сумму не менее 1,5 млрд рублей. По мнению портовиков, ограничения, принятые в пользу внутреннего производителя, приведут к потере экспортных рынков в пользу США и Японии – крупнейших экспортеров лома.

Стоит отметить, что вопросы законности поднимались и в связи с принятием майского постановления 2018 года. Тогда Минпромторг, отвечая на обращение депутатов Законодательного собрания Приморского края, предупреждал: "Реализация данной меры приведет к нарушению международных обязательств РФ в рамках членства в ВТО".

При этом, как заявляют сторонники ограничений на экспорт лома металла, согласно правилам Евразийского экономического союза (ЕЭС) в исключительных случаях государство-участник имеет право ввести запрет на экспорт, уведомив об этом комиссию ЕЭС. Вопрос остается открытым – является ли жалоба одного предприятия (или даже их лоббистского объединения) на то, что товар поставщиков для него "слишком дорогой" и необходимо запретить продавать этот товар другим покупателям, тем самым "исключительным случаем". Для дальневосточников не менее интересно – сколько собственно, в случае запрета экспорта, будет готов платить трубный завод из Таганрога за старый корпус праворукой иномарки с поставкой аж из Славянки…

205218
43
7