- Александр Анатольевич, в связи с кризисными событиями, происходящими в российских авиакомпаниях, как Вы оцениваете экономическое положение в авиакомпании "Владивосток Авиа"?
- Безусловно, компания испытывает определенные трудности в связи с общей ситуацией на рынке авиаперевозок – увеличением почти вдвое стоимости керосина. По прогнозам экспертов ИАТА из-за резкого подорожания цен на авиационное топливо к концу 2008 года многие авиакомпании мира понесут серьезные убытки. Суммарно эти убытки составят около 6 миллиардов долларов. Сегодня в российских авиакомпаниях только различные государственные налоги составляют около 25% стоимости авиабилета на внутренних авиалиниях, а если сюда еще и добавить составляющую стоимости топлива – до 35-40%, то о прибыльности авиационного бизнеса можно только мечтать. В этой непростой ситуации компания прилагает все усилия, чтобы работать без убытков. Отмечу, что далеко не на всех авиалиниях, как российских, так и зарубежных это удается. А еще и фактор снижения спроса на авиаперевозки в осенне-зимний период. Вот и посудите, каково компании сегодня приходится. Однако замечу, что наши старания отмечают многие общественные организации. Вот, к примеру, 1 августа председатель Организационного комитета фонда содействия развитию предпринимательства и председатель Экспертного совета, председатель подкомитета по развитию государственно-частного партнерства комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству уведомили авиакомпанию о выдвижении нашей авиакомпании в качестве лауреата Ежегодной Международной Премии "Лучший налогоплательщик года".
- Что предпринимает авиакомпания для сохранения экономической стабильности?
- Во-первых, авиакомпания активно занимается обновлением парка воздушных судов на эксплуатацию более экономичных – Ту-204-300 и А-320. Во-вторых, с наступлением осеннего сезона, сворачиваются экономически невыгодные рейсы, убирается частота рейсов на тех направлениях, где снижается пассажиропоток. Сегодня уже сформировано расписание авиарейсов на период с 26 ноября 2008 года по 29 марта 2009 года и пассажиры свободно могут приобретать авиабилеты по нашим традиционным направлениям.
- На сайте авиакомпании "Владивосток Авиа" периодически распространяется информация об отмене рейсов. Каковы причины этих отмен (экономические, технические)?
- Причины? Я бы ответил, что они скорее всего – политические. Хочу подчеркнуть, что "Владивосток Авиа" - одна из немногих российских авиакомпаний, вводящих в практику открытое извещение об изменениях в расписании полетов через собственный официальный сайт. Мы делаем это, прежде всего, в интересах пассажиров. И что самое интересное – в первые же дни наши объявления трактуются некоторыми СМИ, не привыкшими к открытому диалогу, как извещение о повальном сокращении полетов в результате "критической ситуации в авиакомпании". Впрочем, для СМИ и рядовая техническая неполадка в системе индикации самолета – повод для навешивания ярлыка о "критической ситуации" в компании. Вот тут то, для пущей убедительности, обязательно нужно вспомнить всю печальную историю нашего российского авиапрома. Но не будем о грустном и некомпетентном.
Вернемся к нашему вопросу. Вы знаете, что на расчет количества рейсов в сфере авиационных перевозок большое влияние имеет фактор сезонности. Не секрет для многих - летом спрос на авиаперевозки возрастает, зимой - падает. С наступлением осени количество пассажиров закономерно уменьшается, и это происходит из года в год.
Следует также учитывать и гибкость рынка авиаперевозок, на который влияют многие факторы. Возьмем, к примеру, рейс на Сочи. В сезон 2007 года ОАО "Владивосток Авиа" выполняло перевозки по маршруту Москва - Сочи- Москва с ежедневной частотой. В летнем расписании сезона 2008 года планировалось увеличить выполнение данных регулярных рейсов до 2 частот - ежедневно. Этому способствовали и возможности авиакомпании по увеличению парка самолетов и спрос данного направления. Однако выход в 2008 году на направлении Москва - Сочи - Москва большего, по сравнению с 2007 годом количества перевозчиков не позволил авиакомпаниям, даже в исторический пик авиаперевозок (июль-август), вывести данные рейсы в минимальную рентабельность. В связи с этим, было принято решение о поэтапном сокращении частот, а в сезоне осень-зима 2008 и вообще приостановить полеты на данном направлении. Освободившийся парк самолетов мы планируем задействовать на других прибыльных или просто рентабельных линиях авиакомпании.
Еще один регулярный рейс Владивосток – Южно-Сахалинск – Владивосток, тесно связан с программой чартерных перевозок специалистов нефте-газовой отрасли по маршруту Южно-Сахалинск – Токио – Южно-Сахалинск. В виду того, что заказчик данных чартерных рейсов рекомендовал отменить выполнение рейсов 28.08.2008 г., нами заблаговременно были скорректированы и регулярные рейсы (касательно только одной даты). Рейс XF371 Владивосток - Южно-Сахалинск был не отменен 27.08.2008 г. а перенесен на 28.08.2008 г. Данная необходимость возникла для исключения необоснованного простоя ВС в Южно-Сахалинске в период отмены чартерного рейса VLK 8815/8816 Южно-Сахалинск - Токио - Южно-Сахалинск и более плотного использования ВС под другие программы авиакомпании.
- Помимо размещения информации на официальном сайте авиакомпании, каким образом происходит уведомление пассажиров об отмене или задержке рейсов?
- При отмене рейса службой продаж авиационных перевозок рассылается системное сообщение агентам, оформлявшим авиабилеты. Агенты связываются по телефону с пассажирами и предупреждают об отменах рейсов, предлагая соседние даты, переоформляют авиабилеты, либо возвращая деньги. Служба продаж авиаперевозок авиакомпании контролирует количество оставшихся не оповещенных пассажиров, и принимает меры по их дополнительному оповещению.
Но, конечно, самым эффективным средством, способным оперативно оповестить пассажиров, является наш сайт, а также средства массовой информации. В этой связи отмечу, что в июле месяце статистика зафиксировала рекордное посещение сайта – 78 тысяч.
Инновацию по информированию пассажиров об отмене или задержке авиарейсов мы впервые применили месяц назад и, как оказалось, не все круги нашей общественности были готовы к данным нововведениям.
Уверен, наша новая услуга достойно дополнит широкий спектр сервисных услуг нашим постоянным клиентам.