В середине четверга пришло сообщение, что "ЭйрЮнион" достиг договоренности с поставщиками топлива о заправке части самолетов, выполняющих рейсы альянса.
Задержка рейсов застарелая проблема "ЭйрЮнион", а входящая в альянс компания "КрасЭйр" в прошлом году попала в список "лидеров" по задержкам своих рейсов.
Резкий рост цен на топливо в начале лета этого года только усугубил проблему задолженности этого авиаперевозчика перед поставщиками. В "КрасЭйр" просто нечем гасить накопившуюся задолженность. Будущее этой компании неопределенно, не исключено, что она может лишиться лицензии.
Но сейчас главная задача руководства "ЭйрЮнион" "расшить" ситуацию с задержками рейсов, в частности, из "Домодедово". Как сообщили в компании, сегодня в первую очередь будут отправлены международные рейсы компаний альянса по таким направлениям как Анталия, Хургада, Ираклион.
Затем будут отправляться внутренние рейсы с максимальным количеством пассажиров: Москва-Петропавловск-Камчатский, Москва-Красноярск, Москва-Благовещенск, Москва-Анадырь, Москва-Норильск. Рейсы по этим направлениям будут согласованы и уточнены. Переговоры по остальным рейсам компаний альянса продолжаются.
Росавиация 21 августа создала оперативный штаб по урегулированию сбойной ситуации, обещая, что предпринимаются попытки сгладить остроту проблемы. В конфликт вмешалась и госкорпорация "Ростехнологии", которой принадлежит контрольный пакет акций "КрасЭйр" и "Домодедовских авиалиний" - двух самых крупных компаний, входящих в авиаальянс "ЭйрЮнион".
Минтранс РФ намерен сегодня выдать предписание "КрасЭйр" о возможном отзыве свидетельства эксплуатации. Причина - задержка большого количества рейсов и самые застарелые долги перед поставщиками авиатоплива.
Как подтвердил руководитель Федерального агентства воздушного транспорта /Росавиация/ Евгений Бачурин задержка рейсов альянса "ЭйрЮнион" возникла из-за долгового конфликта с поставщиками топлива. Ближе к обеду четверга была "практически достигнута договоренность между руководством компании "Ростехнологии" и топливо-обеспечивающими компаниями по обеспечению топливом авиакомпании "КрасЭйр", - сообщил Е.Бачурин. При этом он признал, что это "естественно не снимает всего накала ситуации пока, поскольку задержки будут. Будем требовать от авиакомпании безукоснительного выполнения всех правил по перевозкам пассажиров".
В альянсе считают, что приостановка обслуживания рейсов авиакомпаний, входящих в альянс, вызвана отсутствием точной позиции госкорпорации "Ростехнологии" относительно погашения кредиторской задолженности авиакомпаний альянса. При этом "ЭйрЮнион" обвинил поставщиков топлива и услуг в нецивилизованном решении проблемы с задолженностью. "Лишением авиакомпании возможности выполнить свои обязательства перед пассажирами проблема возврата долга не решается, напротив, усугубляется", - подчеркивают в компании.
Утром 21 августа в "Домодедово" ожидали своих рейсов 2,5 тыс пассажиров авиакомпаний – членов альянса "ЭйрЮнион", - сказал представитель компании. Многие пассажиры ночевали в здании аэропорта "Домодедово", так как их рейсы были задержаны еще накануне. Пассажирам застрявших рейсов гостиницы предоставлены не были. Между тем, согласно принятым летом прошлого года новым авиационным правилам, перевозчик в случае задержки рейса по вине самой авиакомпании должен предоставить пассажирам размещение в гостинице. По словам представителя "ЭйрЮнион", пассажиры в гостиницы не размещались из-за недостатка мест, при этом "все обеспечиваются питанием по мере необходимости" /это норма также содержится в новых правилах авиаперевозок/.
Напомним, что 20 августа самолеты "ЭйрЮнион" не смогли вылететь не только из Москвы /"Домодедово"/, но и остались "на приколе" в аэропорту "Емельяново" в Красноярске.
Вчера в заявлениях представителей "ЭйрЮнион" акцент делался на долгах компании перед поставщиками топлива. На помощь авиаальянсу была готова прийти госкорпорация "Ростехнологии", которая, по сообщению ряда СМИ, планировала начать платить за текущее потребление топлива компании "КрасЭйр" и выплачивать долги альянса. В "Ростехнологии" подтверждают, что госкорпорация вырабатывает меры для выполнения обязательств авиационного альянса "ЭйрЮнион" по обеспечению пассажирских перевозок в рамках летнего расписания.
Отметим, что в авиационный альянс "ЭйрЮнион" входят 5 компаний: "Красноярские авиалинии", "Домодедовские авиалинии", "Омскавиа", авиакомпания "Самара" и "Сибавиатранс".
Самая крупная из них "КрасЭйр" является седьмой по величине в РФ. В прошлом году авиакомпании альянса "ЭйрЮнион" обслужили порядка 4 млн пассажиров. В мае 2007 г президент РФ подписал указ о создании авиакомпании ОАО "ЭйрЮнион" на базе альянса "ЭйрЮнион".
В начале 2008 г гендиректор "Ростехнолгии" Сергей Чемезов обратился с просьбой к Владимиру Путину передать "Ростехнологиям" госпакеты акций "ЭйрЮнион" и указал на то, что госкорпорация может взять на себя процесс создания на базе "ЭйрЮнион" перевозчика, способного войти в тройку лидеров авиаперевозчиков в России и готового конкурировать на мировом рынке авиаперевозок. В.Путин согласился, а "Ростехнологии" приступили к аудиту.
В июле "Ростехнологии" провели финансовый аудит авиакоманий альянса "ЭйрЮнион", по итогам которого выяснилось, что у авиаперевозчика огромная финансовая задолженность, и что "ЭйрЮнион" продолжает нести значительные ежедневные убытки, связанные с операционной деятельностью. По словам С.Чемезова, общий долг пяти компаний авиаальянса превышает 1 млрд долл.
По некоторой информации, еще 11 августа, не дожидаясь оформления прав собственности, "Ростехнологии" приступили к погашению кредиторской задолженности "ЭйрЮнион". Но в ряде СМИ сообщается о том, что "Ростехнологии" выплат не производят.
В ближайшее время Федеральное агентство по управлению государственным имуществом завершит оценку пакета акций, которые подлежат передачи в госкорпорацию "Ростехнологии" для создания объединенной компании.