Напомним, что причиной начала строительства ВСТО стала необходимость диверсификации нефтяных экспортных потоков, а также попытка закрепиться на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона.
Основную нефть, которой планируется загрузить новый нефтепровод, предполагается добывать в Восточной Сибири. Учитывая, что восточносибирские месторождения на данный момент не разработаны и их извлекаемые запасы не имеют четкого подтверждения, на первое время трубопровод планируется заполнять западносибирской нефтью.
Строительство ВСТО предполагается осуществить в два этапа. Первый - строительство участка трубы Тайшет - Сковородино протяженностью около 2,5 тыс. км, а также сооружение нефтеналивного терминала на побережье Тихого океана мощностью 30 млн т в год. Второй - строительство участка Сковородино - побережье Тихого океана, с расширением (к 2025 г.) пропускной способности первого участка до 80 млн т нефти в год. В том случае, если Россия все-таки решится на строительство ответвления от ВСТО на Китай мощностью 30 млн т, до тихоокеанского побережья в год будет доходить только 50 млн т нефти.
Существует мнение, согласно которому срок окупаемости ВСТО составит 27-30 лет, что недопустимо для подобных проектов. Пока стоимость трубы продолжает расти, толкая вверх тарифы. Так, в минувшем году из-за удорожания строительства ВСТО тарифы за прокачку на всех направлениях "Транснефти" выросли на 20%.
Если ситуация вокруг ВСТО будет развиваться в том же ключе, что и сейчас, амбициозный проект выхода российской нефти к Тихому океану может оказаться под угрозой, а огромные деньги, вложенные в строительство, - зарытыми в сибирскую землю в прямом смысле этого слова.