Польза и вред. Чёрный чай
14:20
Закон о предоставлении льгот по оплате капремонта пенсионерам старше 70-80 лет
11:00
Камчатка 12 июня: неудачный теплоход, открытие онкодиспансера и почетное звание Топоркова
08:50
Польза и вред. Печень
10 июня, 14:20
Выборы исполнительной и законодательной власти Камчатки в 2003-2004 годах
9 июня, 11:00
Камчатка 9 июня: история Усть-Камчатского порта
9 июня, 08:50
Вахта Победы: Телефонист-фронтовик из Забайкалья проложил 12,5 км провода за 12 минут
8 июня, 21:00
Польза и вред. Огурцы
8 июня, 14:20
Десант снаряжала вся Камчатка: из истории Курильской десантной операции
8 июня, 11:00
Камчатка 8 июня: Российско-Американская компания и новые заказники
8 июня, 08:50
Камчатка 7 июня: места отдыха горожан и день рождения тренера Каталагина
7 июня, 08:50
Польза и вред. Куриное мясо
6 июня, 14:20
Камчатка 6 июня: плавание вокруг мыса Лопатка и "Чертёж Камчадальского носу"
6 июня, 08:50
Камчатка 5 июня: исследователь Камчатки Владимир Тюшов и День эколога
5 июня, 08:50
Что не стоит делать 5 июня в день Левона Огуречника, чтобы не было проблем с деньгами
5 июня, 07:00

Федеральная антимонопольная служба готова сократить штрафы за бензиновый сговор

После нагоняя от Владимира Путина Игорь Артемьев резко активизировал работу своего ведомства
21 июля 2008, 10:15 Бизнес

ВЛАДИВОСТОК, 21 июля, PrimaMedia. Непрекращающийся рост цен на бензин и обнародованная неделю назад в адрес Федеральной антимонопольной службы (ФАС) премьером Владимиром Путиным угроза принятия кадровых решений заставили главу службы Игоря Артемьева вступить в торг с нефтяниками с целью остановить рост цен на авиационный керосин и дизтопливо, пишет "Независимая газета".

В пятницу он заявил, что готов учесть добровольное снижение цен на топливо как смягчающий фактор при назначении штрафов компаниям, виновным в их росте. В противном случае чиновник пригрозил уличенным в ценовом сговоре компаниям штрафами от 1 до 15% их годового оборота. Эксперты сомневаются в действенности и торга, и угроз. На аргументы ФАС у нефтяных компаний имеются контраргументы и лоббистские возможности.

"ФАС пора наконец проснуться и активно и эффективно выполнять свои функции", – заявил Путин 11 июля в Северодвинске на совещании, посвященном проблемам развития нефтегазового комплекса, уточнив, что в противном случае будут приняты "соответствующие кадровые решения". Гнев Путина вызвал тот факт, что с начала года билеты на самолеты российских авиалиний подорожали на 20–30%, а авиакеросин стал дороже, чем в США и Евросоюзе.

"Мы получили заряд бодрости, а лично я – большой прилив сил", – заявил в ответ на критику Артемьев. 15 июля ФАС сообщила о возбуждении дел по фактам злоупотребления доминирующим положением на рынке в отношении пяти крупнейших компаний – "ЛУКОЙЛа", "Газпром нефти", "ТНК-ВР Холдинга", "Роснефти" и "Сургутнефтегаза". Компании подозревают в установлении монопольно высоких цен на авиакеросин и дизельное топливо. Всего начиная с 5 июля в суд было передано около 20 подобных дел.

"Если сейчас компании не согласятся снизить цены, что было бы смягчающим фактором при назначении штрафа, они получат огромные штрафные санкции в размере от 1 до 15% годового оборота компании за пройденный год", – пригрозил нарушителям Артемьев в пятницу.

Напомним, что чуть больше года назад крупные компании могли не беспокоиться о последствиях злоупотреблений, так как максимальный штраф за подобные нарушения составлял 500 тыс. руб. Однако 13 мая 2007 года вступил в силу новый Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающий штраф до 4% годового оборота за предыдущий год или от 1 до 15% оборота на рынке, где было совершено нарушение. Срок адаптации к новым правилам уже прошел, так что теперь в абсолютных цифрах штраф может достигать 1 млрд. руб. Это ужесточение приблизило российское законодательство к нормам европейских стран, в которых штрафы за сговор достигают 8–10% от оборота компании-нарушителя.

По мнению руководства антимонопольного ведомства, первопричина опережающего роста топливных цен заключается в изъянах таможенно-тарифной политики, в частности, в отношении экспортных пошлин на нефтепродукты. "У нас эти пошлины являются слишком низкими, нефтяным компаниям гораздо выгоднее продавать за границей, – считает Артемьев. – Нужно вводить сезонные пошлины на дизельное топливо, преграждая экспорту дорогу в период посевных кампаний весны и лета каждого года".

Впрочем, эксперты не согласны ни с выводами главы ФАС, ни с эффективностью принимаемых мер. "На добровольное снижение цен никакая из компаний скорее всего не пойдет, а их руководители будут всячески обосновывать повышение объективными причинами", – уверен ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. – Во-первых, они напомнят ФАС о том, что, несмотря на то что Владимир Путин еще полтора месяца назад пообещал снизить налоговую нагрузку с сектора, ничего в этом направлении пока не сделано. Во-вторых, продолжается быстрый рост мировых нефтяных цен. И наконец, государство настаивает на увеличении добычи нефти, в то время как затраты на ведение нефтяного бизнеса увеличиваются очень быстро".

Защищая свои интересы, полагает Баранов, нефтяники будут "всячески использовать имеющиеся у них лоббистские ресурсы и давить на ФАС". "С учетом того, что они осуществляют поставки Минобороны и другим ведомствам, нефтяники всегда могут предложить государству договориться выгодным для себя образом", – считает Баранов. При этом ссылки на изъяны экспортно-импортной политики по меньшей мере некорректны. "На Западе – надежные потребители и выгодные контракты, за которые наши компании стабильно получают валютную выручку, часть которой могут оставить за границей в рамках схем минимизации налогов", – отметил Баранов, добавив, что речь не идет о том, что в стране есть дефицит бензина, и его стоимость для того же сельского хозяйства высока из-за низкой платежеспособности. "Имело бы смысл создать большую конкуренцию между нефтяными компаниями внутри страны, – предлагает аналитик. – Можно ввести налоговые льготы тем компаниям, которые, например, поставляют топливо крестьянам с рассрочкой платежа, но вводить сезонные пошлины – бессмысленно".

В свою очередь, старший аналитик по нефти и газу Альфа-банка Ширвани Абдуллаев считает, что угрозы Артемьева скорее всего серьезны, так как они идут сверху и политически мотивированы. "Другое дело, что пока рано говорить о том, какие цифры штрафов будут в конечном счете озвучены, так как не ясна сама процедура санкций", – отметил аналитик. Основная проблема, по его мнению, заключается в том, что у государства пока нет ни внутренней, ни внешней прозрачной энергетической политики. "До сих пор не ясно, что власти собираются делать, – сетует Абдуллаев. – То ли развивать не зависящую от нефти экономику, создавая ситуацию, при которой внутренние топливные цены ниже, чем за рубежом, либо совсем отказаться от разного рода субсидий и в таком случае беспокоиться только о монопольных нарушениях. Во втором случае необходимо заставить российскую промышленность конкурировать на честных условиях, и, например, было бы целесообразно запретить производителям нефтепродуктов их продавать, то есть разделить функции производства и распределения, заставляя компании более жестко конкурировать на рынке".
9099
43
7