Главная цель проверки при посещении судов, это наличие коллективного договора между судовладельцами и Международной Федерацией Транспортных рабочих (МФТ). Инспектора МФТ, активисты профсоюзов моряков и докеров будут проверять условия труда моряков, регулярность выплаты заработной платы, обеспеченность моряков спецодеждой и спасательными средствами, согласно международным нормам.
Акция будет проводиться под эгидой Международной Федерации Транспортных рабочих, куда входит РПСМ и Российский профсоюз докеров (РПД). Информация о нарушениях прав моряков на проверяемых судах будет направляться в Токио, координатору МФТ в Японии Шоджи Ямошито.
В период акции в 33 портах соседней Японии, будут проверены суда под удобными флагами, в том числе и суда, прибывшие с Дальнего Востока России с российскими экипажами на борту.
В настоящее время на судах под удобными флагами работают более 120 тысяч филиппинских моряков, около 80 тысяч моряков из Индии, более 50 тысяч российских моряков. Большое количество моряков работает из Китая, Вьетнама, Индонезии, Украины и других государств региона.
Судно под удобным флагом это судно, которое плавает под иным флагом, чем флаг страны судовладельца. Масштабы использования удобных флагов в мире достигли рекордного уровня, под ним зарегистрировано уже более половины всех судов мирового торгового флота.
В портах Дальнего Востока России в настоящее время больше половины находящихся у причалов судов - это суда под удобными флагами Камбоджи, Сент-Винсента, Белиза, Монголии и др.. Практически ежедневно в порту Находка находится около 60 , а во Владивостоке около 30 судов под удобными флагами.
Аварии среди судов под удобными флагами случаются чаще, чем на обычных судах. В число первых пяти регистров, где потери тоннажа являются наиболее высокими по всему флоту, входят регистры удобного флага Камбоджи, Сент-Винсента, Белиза, Монголии, Грузии и др.
За последние 10 лет на Дальнем Востоке России произошло более 10 катастроф с морскими судами под удобными флагами, на которых погибло более 100 российских моряков. Возраст погибших судов, зачастую, превышал 25-30 лет. По имеющимся данным общее количество моряков, погибающих на таких судах, достигло 2 тысяч в год.
В портах Находка и Владивосток в основном, проверкам подвергнутся суда, с которых ранее поступали сообщения о невыплатах заработной платы, плохих условиях труда и на которых отсутствует коллективный договор МФТ.