Польза и вред. Печень
10 июня, 14:20
Выборы исполнительной и законодательной власти Камчатки в 2003-2004 годах
9 июня, 11:00
Камчатка 9 июня: история Усть-Камчатского порта
9 июня, 08:50
Вахта Победы: Телефонист-фронтовик из Забайкалья проложил 12,5 км провода за 12 минут
8 июня, 21:00
Польза и вред. Огурцы
8 июня, 14:20
Десант снаряжала вся Камчатка: из истории Курильской десантной операции
8 июня, 11:00
Камчатка 8 июня: Российско-Американская компания и новые заказники
8 июня, 08:50
Камчатка 7 июня: места отдыха горожан и день рождения тренера Каталагина
7 июня, 08:50
Польза и вред. Куриное мясо
6 июня, 14:20
Камчатка 6 июня: плавание вокруг мыса Лопатка и "Чертёж Камчадальского носу"
6 июня, 08:50
Камчатка 5 июня: исследователь Камчатки Владимир Тюшов и День эколога
5 июня, 08:50
Что не стоит делать 5 июня в день Левона Огуречника, чтобы не было проблем с деньгами
5 июня, 07:00
Польза и вред. Авокадо
4 июня, 14:20
Камчатка 4 июня: создание Акционерного Камчатского общества
4 июня, 08:50
Камчатка 3 июня: "Скаска" Владимира Атласова и оползень в Долине гейзеров
3 июня, 08:50

Быть ли Владивостоку "городом-садом"?

К своему 148-му дню рождения главный город Приморья, форпост России в АТР подошел в жалком состоянии
4 июля 2008, 11:00 Бизнес

ВЛАДИВОСТОК, 4 июля, PrimaMedia. К своему 148-му дню рождения главный город Приморья, форпост России в АТР подошел в жалком состоянии. Замусоренный, с разбитыми дорогами и загаженным морем, застроенный неуместными зданиями и залепленный убогой наружной рекламой - таков Владивосток сегодня, пишет деловой еженедельник "Конкурент".

За многие годы город истощен неадекватными и алчными управителями, но хуже всего то, что его покинули почти все толковые, перспективные люди, а оставшееся население в массе можно смело отнести к категории люмпенов и маргиналов. Поднимать Владивосток просто некому. Тем не менее на федеральном уровне твердо намерены построить на этих руинах "город-сад" за четыре года.

Фонд "Институт экономики города" (Москва) в прошлом году провел исследование среди экспертов и сделал однозначный вывод: не муниципалитеты борются за крупных инвесторов, а инвесторы отстаивают право работать в комфортных местах. Город как таковой становится субъектом экономики. Это с одной стороны. С другой - те же инвесторы и высококвалифицированные специалисты стремятся только в успешные города. Для остальных начинается эпоха жесткой конкуренции. Предметом ее будет решительно все: инвестиции, информационные потоки, туристы и даже талантливые преподаватели и врачи.

Как Владивостоку в этой ситуации не остаться на обочине экономического развития, точнее, как выбраться с этой обочины? Как говорят эксперты, лучший способ - срочно осваивать маркетинговые технологии. Почему именно маркетинговые? Потому что если те же "инвестиционный климат", "качество жизни" или "туристические достопримечательности" - это товар, то обладать им мало. Нужно уметь "продать" его потенциальному инвестору, жителю или туристу. Впрочем, на данный момент ничем из вышеперечисленного краевой центр не обладает.

Скажи мне, кто ты

Маркетинг города - это продвижение его интересов. Ни больше, ни меньше. Нет ничего зазорного в том, что наиболее активные города лоббируют свои программы, добиваются субвенций в московских коридорах и ухаживают за инвесторами. Во Владивостоке все делается хаотично, почти вслепую и потому с нулевым результатом. Или с минусовым.

Директор Института менеджмента, бизнеса и экономики ВГУЭС Александр Латкин: "Сколько во Владивостоке было разработано программ развития, можно сбиться со счету. Первая концепция появилась еще в 1991 году. В 93-м уже при содействии японских исследователей разработали концепцию развития так называемого Большого Владивостока. Потом появился "Проект Большой Владивосток". Но от перемены мест слагаемых результат не изменился. Программы остались на бумаге".

Успешный маркетинг территории должен быть сугубо целенаправленным. Его исходный мотив - стратегия развития на 15 - 20 лет, поскольку перед тем, как продвигать свои интересы, нужно понять, в чем они состоят.

Генеральный директор Дальневосточного центра экономического развития Александр Абрамов: "Маркетинг ради маркетинга", в погоне за модой, не имеет смысла. Городское сообщество должно четко представлять, что должно измениться в его жизни.

Постановка задач автоматически ведет к определению целевой аудитории, то есть тех, кто станет "покупателем". Выделим четыре основные группы: инвесторы, туристы, сторонние группы влияния и потенциальные жители. С первыми двумя группами все понятно. Инвестиции - кровь городской экономики. Туристы - ходячие деньги: доходы городов, сделавших ставку на туризм, стабильно растут по всему миру. Другой вопрос, чтобы этого достичь, необходимо четко сформулировать миссию".

Миссия не выполнима

Как известно, государство намерено освоить во Владивостоке в сжатые сроки 200 млрд руб. Но практический подход к данному вопросу не вызывает у приморцев ничего, кроме ехидства. Чиновники До сих пор никак не могут решить, каким Владивосток должен быть. Существует несколько стратегий, которые разрабатываются в настоящее время разными структурами, с разными целями и задачами.

Создана комиссия во главе с председателем правительства РФ, которой проводится модернизация ФЦП "Развитие Дальнего Востока и Забайкалья". Министерство экономического развития и торговли РФ совместно с Министерством регионального развития РФ организовало "Разработку Концепции комплексного развития и управления прибрежной зоной Южного Приморья и города Владивостока". Леонтьевский центр (Санкт-Петербург) проводит разработку стратегического плана развития Владивостока.

Все эти документы содержат формулировки миссии. К примеру, общей целью "Концепции комплексного развития и управления прибрежной зоной Южного Приморья и города Владивостока" является "формирование на Юге Приморья устойчиво и интенсивно развивающейся крупной территориальной агломерации городского типа, сопоставимой по масштабам населения, экономическому, научно-техническому и культурному потенциалам с городскими центрами развития АТР и Северо-Восточной Азии".

В соответствии с разрабатываемой стратегией развития Приморского края миссией и главной целью развития Владивостока является <формирование современной площадки экономического и социокультурного взаимодействия России и стран АТР, а также повышение конкурентоспособности Владивостокской агломерации>. В стратегическом плане развития Владивостока миссия предварительно определена следующим образом: "Стремление при поддержке государства занять позиции одного из федеральных интеллектуальных и культурных лидеров, способного не только производить инновационные, научно-технические и культурные идеи, но и воплощать в России и в странах АТР, обеспечивая высокий уровень и качество жизни жителей города, вызывая уважение в мире".

Почетный строитель России Юрий Бойко: "Владивосток - несчастный город. Такие перспективы! А как реализуют? Город уже все потерял. Разрабатываются стратегии с какими-то мифическими целями. У Владивостока один путь - опуститься еще ниже в своем развитии. Хотя куда дальше падать-то?".

"Любая миссия будет невыполнима, если все разработчики стратегий не придут к единому мнению, - считает Абрамов. - Формулировка миссии должна быть тщательно продумана, так как ее роль - обеспечивать устойчивость, стабильность и ясность конечной, главной цели города. Но цели находятся на втором уровне иерархии. Цели - это все-таки слишком широкие заявления о намерениях".

Имидж - прежде всего

Пример, ставший хрестоматийным, - деревушки на берегу шотландского озера Лох-Несс. Несколько удачных фото с несуществующим подводным чудовищем и правильный выбор медиаканалов для распространения и популяризации привели к тому,что сейчас поселения этого озера занимают лидирующие места по бюджетной обеспеченности в Шотландии.

Хэджа Пак, заместитель генерального директора Национальной организации туризма Кореи во Владивостоке: "Нельзя сказать, что в Южной Корее о Владивостоке совсем ничего не знают. Столица Приморья известна корейцам как город, через который и осуществляются перевозки многих грузов и где есть бизнес с корейским капиталом. С точки зрения туристической привлекательности он не известен. На мой взгляд, существуют некоторые неудобства для иностранцев, решивших посетить Владивосток. Во-первых, довольно сложная процедура регистрации здесь. Во-вторых, не зная русского языка, в городе очень трудно ориентироваться: большинство названий улиц только на русском, нет вывесок и указателей на английском языке".

Эксперты советуют для реализации маркетинговых стратегий города несколько инструментов. Городским властям надо избавиться от пренебрежительного отношения к работе с информационным пространством. Едва ли не самый важный фронт работ - городской имидж. Город должен придумать яркую, запоминающуюся историю о себе и постоянно и талантливо ее рассказывать.

Замгендиректора туркомпании "Интер-Вояж" Юлия Непомнящая: "Для российских туристов город интересен своим месторасположением. Все-таки Владивосток находится на границе бурно развивающихся стран АТР - Китая, Южной Кореи и Японии".

У городских властей и лидеров общественного мнения по ходу федеральных реформ и укрепления пресловутой вертикали остается все меньше возможностей для реализации лидерских амбиций. Успешная маркетинговая стратегия как раз могла бы стать той платформой, на которой можно самоутвердиться, обогатить арсенал поблекших лозунгов.

9099
43
7