Его открытые письма и обращения, с которыми глава самой далекой российской епархии, не приехавший в Москву из-за болезни, выступает в течение полутора лет, были внимательно изучены на Соборе. Архиереи постановили лишить епископа Диомида сана, если он не покается до следующего заседания Священного Синода. Однако чукотский иерарх уже заявил, что каяться ему не в чем, и выразил готовность защищать свою позицию в церковном суде, пишет газета.
"Позиция епископа Диомида – это набор разнородных, как серьезных, так и голословных, претензий к высшему епископату Русской Православной Церкви. Всем известно, что члены Священного Синода РПЦ далеко не бедны – епископ Диомид развивает эту мысль до обвинения в стяжательстве", - отмечает издание. На наших глазах развивается богословский диалог РПЦ с католиками и протестантами, с представителями других мировых религий – епископ Диомид обвиняет епископат в отступлениях от православной веры. Чего только не требуют сторонники попавшего под запрет чукотского епископа! Главное – не в самих лозунгах (они доходят до абсурда), а в их громогласности. И вот результат: архиерей из далекой Чукотки стал символом "народного православия".
"Ох, как наивны те, кто видят за выступлениями диомидовцев чей-то коварный план по раскалыванию Русской Православной Церкви. Эти умонастроения стихийны, они не зависят даже от самого епископа Диомида. Да, причина их во многом – в "ревности не по разуму", как сказал Патриарх Алексий II на открытии Архиерейского Собора, а также в банальном невежестве. Но отмахнуться от них нельзя", - пишет "Независимая газета".
И Священный Синод вынужден довести дело до конца, цепляясь за формальные поводы, чтобы обвинить епископа Диомида, а чукотский архиерей стоит на своем, самоотверженно осознавая самого себя в качестве мученика за веру, как некий "пламенный Аввакум", противник царя и Патриарха.
Одно из главных обвинений в адрес церковной иерархии, содержащееся в посланиях Диомида, – это ее сотрудничество с "антинародным режимом", то есть с властями предержащими. Диомидовцы – убежденные монархисты, тогда как официальная Церковь как всегда гибка в своих политических пристрастиях.
Как отмечает издание, РПЦ приспосабливается к любой власти, что дает повод критикам лишний раз упрекнуть ее, например, в "неосергианстве", то есть в конформизме, в подстраивании под интересы светской власти. Придумываются безумные аргументы, что, мол, государство навязывает православным "число зверя" в паспортах, в индивидуальных налоговых номерах (ИНН), кормит генномодифицированными продуктами, прививает страшные заболевания.
События вокруг нынешнего Архиерейского Собора – крестный ход диомидовцев, драки с применением икон и хоругвей в качестве боевого орудия – не больше чем выход наружу этого недовольства, подобно пару из котла. Во время Архиерейского Собора 2004 года тоже объявились некие "борцы с ИНН", однако так и остались незамеченными широкой публикой. Но за четыре года ситуация изменилась радикально. Пара накопилось много.