Выборы исполнительной и законодательной власти Камчатки в 2003-2004 годах
9 июня, 11:00
Камчатка 9 июня: история Усть-Камчатского порта
9 июня, 08:50
Вахта Победы: Телефонист-фронтовик из Забайкалья проложил 12,5 км провода за 12 минут
8 июня, 21:00
Польза и вред. Огурцы
8 июня, 14:20
Десант снаряжала вся Камчатка: из истории Курильской десантной операции
8 июня, 11:00
Камчатка 8 июня: Российско-Американская компания и новые заказники
8 июня, 08:50
Камчатка 7 июня: места отдыха горожан и день рождения тренера Каталагина
7 июня, 08:50
Польза и вред. Куриное мясо
6 июня, 14:20
Камчатка 6 июня: плавание вокруг мыса Лопатка и "Чертёж Камчадальского носу"
6 июня, 08:50
Камчатка 5 июня: исследователь Камчатки Владимир Тюшов и День эколога
5 июня, 08:50
Что не стоит делать 5 июня в день Левона Огуречника, чтобы не было проблем с деньгами
5 июня, 07:00
Польза и вред. Авокадо
4 июня, 14:20
Камчатка 4 июня: создание Акционерного Камчатского общества
4 июня, 08:50
Камчатка 3 июня: "Скаска" Владимира Атласова и оползень в Долине гейзеров
3 июня, 08:50
Польза и Вред. Поваренная соль
2 июня, 14:20

День учителя - грустный праздник?

Педагоги Владивостока рассказали о реальном положении дел в отрасли
4 октября 2018, 17:55 Общество
Учителя пресс-служба ФППК
Учителя
Фото: пресс-служба ФППК
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Главный профессиональный праздник — День учителя — педагоги Владивостока встречают с грустью. Проблемы все те же — маленькая зарплата, сравнимая с оплатой труда уборщиков, нехватка кадров, в 1,5-2 раза повышенная нагрузка, которую вынуждены брать учителя и воспитатели, чтобы хоть что-то заработать и закрыть кадровую дыру в своих учреждениях, сообщили ИА PrimaMedia в пресс-службе Федерации профсоюзов Приморского края.

"А с каким еще настроением мы можем встречать профессиональный праздник? Если честно, мы вообще планировали начать этот учебный год с коллективных действий — предупредительного шествия. Вице-губернатор Ирина Мануйлова, которая курировала нашу отрасль в крае с мая этого года, убедила этого не делать, обещала разобраться с накопившимися проблемами, повысить зарплату педагогам на 4,7%. И тут снова кадровые перестановки в краевой власти. Каждый раз нам приходится заново поднимать одни и те же вопросы, а проблемы в образовании края продолжают расти, как снежный ком", — говорит председатель Владивостокской организации профсоюза работников образования Людмила Карамова.

Вот уже пять лет во Владивостоке не индексируется зарплата учителей и три года — воспитателей и работников допобразования. Более того, в Приморье до сих пор нет унифицированной системы оплаты труда педагогов. Управление образования Владивостока разработало проекты, направленные на повышение окладов педработников и создание новой системы оплаты труда, но для их реализации нужны дополнительные средства, которых нет. Еще одна проблема вызвана, как ни странно, повышением МРОТ: заработная плата учителей сравнялась с зарплатами технических работников, что, конечно же, несправедливо. Горком профсоюза работников образования направил десятки обращений в органы законодательной и исполнительной власти, написал письмо президенту, но в качестве обратной связи получил пока лишь ни к чему не обязывающие ответы.

"В январе 2018 года все СМИ сообщили о повышении заработной платы учителям на 4%. Но это коснулось только федеральных учреждений, и ожидания педагогов Приморья никак не оправдались. Сейчас вновь появляются сообщения об индексации с 1 января 2019 зарплаты педагогам уже на 6%, но это опять касается только федералов! А в газетах и журналах, на лентах информагентств говорят обо всех учителях. Конечно, работники отрасли недовольны и надеются, что на краевом уровне зарплаты педагогов также проиндексируют", — продолжает лидер горкома профсоюза работников образования Владивостока.

Член профсоюза Анастасия Хрулькова, учитель английского языка, технологии и изобразительного искусства во владивостокской средней школе №76, в профессии четыре года. Ее рабочий день начинается в восемь утра, заканчивается к трем часам дня. Но поскольку Анастасия ведет три предмета, то и подготовка к урокам оказывается тройной.

"ИЗО и труды взяла, потому что меня не смогли обеспечить полной нагрузкой по основному предмету, — поясняет Анастасия Валерьевна, — а без дополнительных часов заработная плата была бы совсем смешной".

К слову, первая зарплата, которую она получила осенью 2014 года, составляла 11 тысяч рублей. Правда, первые три года, благодаря муниципальной программе развития образования, Анастасии, как молодому специалисту, ежемесячно полагалась доплата — 150% оклада, благодаря чему она получала 25-26 тысяч рублей. Выплатили ей в первый год работы и подъёмные в размере пяти окладов.

"К сожалению, программа поддержки рассчитана только на три года, дальше получаешь голую учительскую зарплату — у меня это 15 тысяч рублей за 21-часовую нагрузку. Столько же теперь зарабатывает и младший обслуживающий персонал, после того как президент увеличил МРОТ. Мы с коллегами долго за это боролись — участвовали в коллективных профсоюзных акциях, радовались, когда вышел соответствующий закон. А обернулось все такой несправедливостью по отношению к учителям", — говорит Анастасия Хрулькова.

От увольнения ее пока останавливает привязанность к ученикам.

"Мне нравится моя профессия, люблю работать с детьми, заниматься совместным творчеством. Хотя минусов тоже хватает: родители сегодня запросто и совершенно безнаказанно могут обложить учителя матом. Чтобы получить категорию и рассчитывать на более высокую зарплату, надо собрать целую кипу документов и пройти курсы переподготовки, ведь по специальности в дипломе я лингвист, а по основной нагрузке в школе — учитель технологии. Курсы эти недешевые — от 3,5 до 25 тысяч рублей дистанционные, от 25 тысяч до 40 тысяч рублей и выше – очные. Заплатить такие деньги из своего кармана я не могу, да и смысла особого нет — с получением более высокой категории зарплата вырастет всего на пару тысяч рублей", — признается Хрулькова.

Учителя

Учителя. Фото: Фото: пресс-служба ФППК

Учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 56 Владивостока Лада Кацан трудится в школе уже 28 лет и имеет первую квалификационную категорию. Работая на ставку, на руки она получает 21-22 тысячи рублей, причем всю методическую литературу покупает за свой счет, профессиональные печатные издания также выписывает на свои средства, — а это более 5 тысяч рублей в год.

"У моих учеников ежедневно 4-5 уроков, и даже если с ними занимается педагог другого профиля, я все равно должна находиться в школе, — рассказывает Лада Викторовна. — Также у меня большой объем внеурочной работы — заполнение документов, ведение электронного журнала, выездные мероприятия. В классе 32 ученика, тетради проверяю ежедневно — в среднем, это 15 комплектов в неделю. Кроме того, нужно еще найти индивидуальный подход к каждому ребёнку — разработать материалы для детей разного уровня подготовки. Поэтому в школе нахожусь с 7.30 до 17-18 часов. И хотя мои должностные обязанности постоянно увеличиваются — в свете новых требований занимаюсь проектной деятельностью, зарплата с 2013 года остаётся на одном и том же уровне.

На дополнительную оплачиваемую нагрузку, чтобы подзаработать, не остается ни времени, ни сил. Педагогам не случайно назначают досрочную пенсию: эмоциональное напряжение, постоянные стрессы, высокая личная ответственность за учеников приводят к быстрому выгоранию".

Не проще живется и педагогам, работающим в детских садах.

Воспитатель первой категории МБОУ "Центр развития ребёнка – детский сад № 186 Владивостока" Людмила Хорошавина работает по профессии четверть века.

"Среднюю зарплату по региону в 28 тысяч рублей я могу получить, только работая в две смены, по 36 часов в неделю, что и приходится делать. Реального роста зарплат в отрасли нет, майские указы выполнены формально — показатели достигаются за счет увеличенной нагрузки на 1,5-2 ставки, а сегодня мы еще и приравнены по заработку к младшему обслуживающему персоналу. Как такое может быть? И мы еще удивляемся, почему сегодня молодежь не идет в дошкольное образование, и почему из отрасли уходят профессионалы с опытом?" — говорит Людмила Валерьевна.

Рабочий день воспитателя, по ее словам, начинается в 6.50 с проветривания группы. Первых воспитанников приводят уже в 7.00. С каждым нужно побеседовать на разные темы, отобразить все это в своей рабочей тетради. Измерить каждому температуру, подать на кухню данные о количестве детей, провести зарядку, в перерывах продолжать беседовать с каждым ребенком и, наконец, накормить завтраком. Затем занятия программного содержания: рисование, лепка, аппликация, развитие речи, знакомство с окружающим миром, элементарное математическое познание и т.д.. Все эти занятия, подчеркивает Людмила Хорошавина, воспитатель проводит самостоятельно, а значит, рисовать, петь, танцевать, лепить должен профессионально, чтобы это было красиво и понятно детям. Далее идут прогулка, обед и сонный час. Если педагог работает на одну ставку, то пока дети спят, он передает дела второму воспитателю, пишет план на следующий день и может идти домой.

"Казалось бы, ничего сложного в работе нет. Но это не так. Если у учителя есть перемены, когда он может покинуть класс и передохнуть в учительской, то в нашей работе мы каждую минуту в контакте с детьми: беседы, игры, стихи, сказки. Ты говоришь и слушаешь, отвечаешь, спрашиваешь и снова говоришь. У тебя нет секунды передышки. А если ты при этом работаешь в две смены! Приходишь домой — и снова мысли о работе: посмотреть в интернете что-нибудь интересное для занятий, разработать сценарий праздника. Добавим профессиональные риски — фарингиты, ларингиты, нервные заболевания. Хотите попробовать поработать воспитателем?" — спрашивает Людмила Валерьевна.

Обычно группу этого педагога посещают 22 воспитанника (при табельных 29), хотя по нормативам должно быть не более 20.

"Для чиновников это пустяк: подумаешь, на пару детей больше. А для меня это повышение напряжённости моего труда. Лишний раз принеси, унеси, застегни, посади, — продолжает Людмила Хорошавина. — Места для игр мало. Одеваемся на прогулку в две смены, т.к. все воспитанники в раздевалке вместе с одеждой просто не помещаются. При этом мои дети должны быть всегда у меня на виду: я должна знать, как упала Соня, почему и за что Павлика укусил Андрей, и где потерял правую чешку Глеб. А если у тебя при этом нет помощника в виде младшего воспитателя? К слову, за замену ты получишь 50% его оклада, или всего 4 250 рублей. Ты вертишься как белка в колесе, у тебя должны быть "глаза на затылке", чтобы все видеть и знать. И главное — ты несешь уголовную ответственность за каждого ребенка! Заканчивается работа поздно, родители забирают детей к 7 вечера и позже, ссылаясь на пробки и расстояния. Напоследок нужно прибрать в группе — и только тогда можно идти домой. При этом никому нет дела до того, как далеко живет сам воспитатель".

Учителя

Учителя. Фото: Фото: пресс-служба ФППК

Самый болезненный вопрос — зарплата. Никто и никогда, по словам Людмилы Хорошавиной, не может точно знать, сколько получит на руки, можно только предполагать, сколько будет начислено.

"Я, имея двойную нагрузку, высшее университетское гуманитарное образование и 20 лет педагогического стажа, получаю 22-24 тысячи рублей. А что светит тем, кто не имеет ни стажа, ни образования?" — недоумевает Людмила Хорошавина.

Именно поэтому четыре группы в саду, где трудится этот педагог, работают с одним воспитателем — с 7 утра и до 7 вечера, и так пять дней в неделю. Рабочая неделя – 60 часов!

Что движет этими людьми, которые, несмотря на все проблемы в отрасли, остаются в профессии?

"Мы просто любим свою работу, своих детей, коллег. Но насколько еще хватит этого энтузиазма, честно говоря, не знаю", — признается Людмила Валерьевна.

Профсоюз работников образования Владивостока вместе с краевой организацией продолжают бороться за интересы педагогов.

"Наши требования просты и понятны. Мы хотим, чтобы на смену формальным отпискам органов власти пришли конкретные действия по реальному повышению зарплаты педагогов на одну ставку. Чтобы субвенции муниципальным образованиям Приморья рассчитывались с учетом ежегодной индексации заработной платы. Чтобы учитывалась специфика работы педагога, присутствие детей с задержками развития, соблюдались нормы наполняемости групп и классов.

Чтобы была сформирована объективная взаимосвязь между возрастающей квалификацией учителя, набором трудовых действий, которые он способен выполнять качественно, и соответствующими условиями оплаты его труда вне зависимости от стажа работы. Потому что сегодня разница в окладах учителей, имеющих категорию и не имеющих её, составляет 700-1500 рублей; разница в окладах учителей, имеющих высшую и первую квалификационную категорию — около 700 рублей. И обязательно нужны меры по закреплению молодых специалистов в отрасли. Иначе край ждет не только дефицит педагогических кадров, но и социальный взрыв в отрасли", — говорит Людмила Карамова.

16842
43
37