ВЛАДИВОСТОК, 27 февраля, PrimaMedia. Обязательное личное страхование пассажиров может быть отменено к лету по инициативе Минфина. Об этом, как пишет газета «Время Новостей», сообщил начальник отдела регулирования страховой деятельности департамента финансовой политики министерства Василий ОЛИМПИЕВ.
Этот вид страхования был введен указом президента в 1992 году и включает в себя страхование пассажиров, перевозимых воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом по междугородным и туристическим маршрутам. Страховая сумма равна 120 МРОТ, а страховой тариф - от 10 коп. до 2,3 руб. на одного пассажира.
«Этот вид страхования, во-первых, противоречит статье 935 Гражданского кодекса, то есть обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону. Во-вторых, как обязательный вид страхования должен регулироваться федеральным законом, а не указом», - пояснил В. ОЛИМПИЕВ.
Проект документа уже согласован с Федеральной антимонопольной службой и направлен на согласование в Минтранс, и если предложение Минфина не встретит возражений, то обязательное страхование пассажиров может быть отменено уже к лету текущего года. Однако не исключено, что Минтранс откажется согласовать документ. В таком случае, отметил Василий ОЛИМПИЕВ, решать этот вопрос будет межведомственная согласительная комиссия, заседание которой должно будет состояться до 3 марта.
Объем рынка обязательного страхования пассажиров в 2005 году составил 515,7 млн руб. (0,1% от сборов по всем видам страхования), а выплаты -- 2,7 млн руб. На этом рынке работают 74 компании. Лидерами являются страховая компания ЖАСО (эксклюзивный страховщик пассажиров железнодорожного транспорта), собравшая по этому виду страхования в прошлом году 252 млн руб., или 3,6% от своего портфеля (причем доля сборов от обязательного страхования пассажиров ежегодно снижается в разы); и «Росгосстрах», чьи сборы составили 44,6 млн руб. (0,12%).
«Говорить о том, что этот вид страхования имеет социально значимую роль, мы не можем, - считает руководитель департамента стратегического маркетинга «Росгосстраха» Алексей ЗУБЕЦ. - Ответственность очень маленькая, и при страховом случае пассажир получает очень скромную сумму. Сборы небольшие, и если этот вид страхования отменят, страховщики не пострадают».
Однако в результате отмены обязательного страхования пассажиров могут пострадать страхователи, т.е. транспортные компании. Согласно правилам 80% премии по договору обязательного страхования пассажиров направляется в фонд превентивных мероприятий, который передается транспортной компании.