Немного уставшие, немного растерянные (еще бы – при таком графике: 9 месяцев репетиций "Дядюшкиного сна", напомним, этот спектакль всего три раза отыграли в Питере и буквально с пылу-жару привезли во Владивосток; три недели гастролей по США, потом две недели съемок в Москве и сразу следом – Владивосток), любимые всей страной артисты честно признались: особо по городу не гуляют – устают от "то в горку, то с горки"; от поездки на остров Русский "поесть трепангов" отказались ("Меня от слова трепанги начало подташнивать, - сказал Олег Валерианович, - да и разве это отдых: на катере под солнцем, потом обратно… Мы только больше устанем. Я вообще только вчера вечером начал понимать, где нахожусь…"); от назойливого внимания наиболее ретивых поклонников тоже немного устали…
- 21 на "Калифорнийской сюите" - это чувствовалось – первые 10 рядов, видать, чиновники и бандиты сидели, - рубил с плеча Олег Басилашвили. Никакой отдачи, в принципе! Как в бочку… Контакт начинался ряда с 11-го… А вот вчера – другое дело, в зале были студенты, другая реакция совсем…
Публика вообще стала много хуже за последние годы. Еще идет спектакль, а уже несутся с букетами, мы доигрываем, а они не просто тянут цветы, а еще и общаться начинают… Что с этим делать, ума не приложу. Приятно, конечно, что люди проявляют любовь, но это же не самоцель спектакля…
- Да, иногда проявление чувств может быть совсем некстати, - дипломатично поддержала коллегу Алиса Фрейндлих. И добавила: - Мы эти два дня, что у нас выходные, лихорадочно листаем тетрадки с ролями в "Дядюшкином сне". Ведь сыграли его всего три раза, в последний раз – 15 мая, прошел месяц, надо вспомнить… "Дядюшкин сон" - это еще спектакль-малыш, ребенок, который не встал на ножки, пока – самое любимое дитя. Хотя вы знаете, у нас все роли любимые… В кино я очень ценю две свои работы, те, за которые не стыдно и в которых ничего бы не поменяла: это роли в фильмах "Успех" и "На Верхней Масловке"… Что же касается "Служебного романа", там, конечно, можно было бы многое сделать иначе…
- Я бы не назвал БДТ хранителем традиций, - сказал Олег Басилашвили. - Наоборот, вся деятельность Товстоногова сводилась не к тому, чтобы ломать традиции, а исходить в работе из понимания сегодняшнего дня. Главная для нас традиция – продолжение тех устоев, которые завещали Станиславский, Вахтангов… Главное для театра – взаимоотношение людей на сцене, а не самовыражение режиссёра. Оно происходит из того, что делают актеры на сцене. Подчас бывает, что режиссер использует пьесу и актеров как материал для того, чтобы построить собственную концепцию и поразить всех своим невиданным пониманием мира. Наш театр никогда не был таков. Георгий Александрович исходил из того, что написано в пьесе, что нужно зрителю… И тонко выстраивал происходящее на сцене. Вот те традиции, которые мы храним, а без них и театра нет.
- Приятно, что многие режиссеры перестают заниматься эквилибристикой и возвращаются к настоящему, - поддержала Алиса Бруновна. – Хотя должна сказать, что мало новых пьес, современной драматургии. Не могу сказать, чтобы за последний год меня что-то сильно впечталило в театральной жизни… Может, я чего не увидела, занята была…
- А мне удалось кой-чего посмотреть, - сказал Олег Басилашвили. – Мне, как киноакадемику, прислали диски с фильмами, номинированными на "Нику", я их посмотрел. Должен сказать, обрадовался – уровень российского кинематографа растет, он становится более правдивым, более жестким, актерские работы стали лучше. Я вообще завидую молодым актерам, которые сейчас перед камерами чувствуют себя свободно. У меня такого чувства в свое время не было, тогда груз ответственности, который актер всегда ощущает, усугублялся идеологией, мнимой нравственностью, и гнобило… Конечно, сегодня у молодых много распущенности и самолюбования, но это пройдет!
Алиса Фрейндлих призналась, что еще не решила, на что потратить Государственную премию России, которую получила 12 июня из рук Дмитрия Медведева.
- Просто потому что эти деньги еще идут по каким-то счетам. Так что не будем пока делить шкуру неубитого медведя… Ой, - улыбнулась актриса, - а ведь почти каламбур получился: не будем делить шкуру неубитого Медведева…