Выборы исполнительной и законодательной власти Камчатки в 2003-2004 годах
11:00
Камчатка 9 июня: история Усть-Камчатского порта
08:50
Вахта Победы: Телефонист-фронтовик из Забайкалья проложил 12,5 км провода за 12 минут
8 июня, 21:00
Польза и вред. Огурцы
8 июня, 14:20
Десант снаряжала вся Камчатка: из истории Курильской десантной операции
8 июня, 11:00
Камчатка 8 июня: Российско-Американская компания и новые заказники
8 июня, 08:50
Камчатка 7 июня: места отдыха горожан и день рождения тренера Каталагина
7 июня, 08:50
Польза и вред. Куриное мясо
6 июня, 14:20
Камчатка 6 июня: плавание вокруг мыса Лопатка и "Чертёж Камчадальского носу"
6 июня, 08:50
Камчатка 5 июня: исследователь Камчатки Владимир Тюшов и День эколога
5 июня, 08:50
Что не стоит делать 5 июня в день Левона Огуречника, чтобы не было проблем с деньгами
5 июня, 07:00
Польза и вред. Авокадо
4 июня, 14:20
Камчатка 4 июня: создание Акционерного Камчатского общества
4 июня, 08:50
Камчатка 3 июня: "Скаска" Владимира Атласова и оползень в Долине гейзеров
3 июня, 08:50
Польза и Вред. Поваренная соль
2 июня, 14:20

Живописное приношение потомкам: Великий Карл и его современники

Авторская рецензия на выставку картин художника Карла Брюллова
31 августа 2018, 23:05 Общество
Живописное приношение потомкам: Великий Карл и его современники Александр Ратников, ИА PrimaMedia
Живописное приношение потомкам: Великий Карл и его современники
Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Директор департамента искусств и дизайна, Школа искусств и гуманитарных наук ДВФУ Наталья Федоровская:

В последние годы Приморская государственная картинная галерея дарит жителем и гостям Владивостока уникальную возможность прикоснуться к мировым шедеврам, хранящимся в крупнейших музеях страны. Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей и другие музеи России в рамках президентской программы по развитию искусства в регионах и созданию целой сети культурно-выставочных центров открывают свои фонды, предоставляя дальневосточникам возможность увидеть первоклассные произведения искусства. За последние два года Приморская государственная картинная галерея принимала в своих стенах выставки произведений И.И. Левитана, И.К. Айвазовского, В.В. Верещагина. Посетители галереи уже сегодня могут познакомиться с выставкой одного шедевра из собрания Государственного Эрмитажа "Неистовый сын Зевса. Голова Ареса". Все эти сокровища делают Владивосток центром притяжения высокого искусства и подчеркивают роль галереи в художественной жизни Азиатско-Тихоокеанского региона.

В преддверии четвертого Восточного экономического форума, который пройдет 11-13 сентября 2018 года на кампусе ДВФУ, Приморская государственная картинная галерея совместно с Государственным Русским музеем, в рамках губернаторской программы развития культуры Приморского края представили жителям и гостям Владивостока выставку "Великий Карл", посвященную произведениям знаменитого русского художника Карла Павловича Брюллова (1799-1852), его учеников и современников из собрания Государственного Русского музея, которая пройдет в ее стенах с 1 сентября 2018 года до 13 января 2019 года.

1 / 8

Пространство выставки, задуманное ее куратором, исполняющим обязанности заместителя директора Государственного Русского музей по научной работе Г.Н. Голдовским, который лично приехал во Владивосток для монтирования экспозиции, формируется в трех визуальных пластах: первый включает в себя работы К.П. Брюллова, второй – произведения его учеников и, наконец, третий – полотна современников мастера. Для реализации этого проекта из собрания Государственного Русского музея были отобраны 63 произведения, из которых 22 живописных и 24 графических работы К.П. Брюллова, а также 17 полотен его учеников и ярких последователей. В экспозицию включены также произведения из собрания Приморской государственной картинной галереи. В результате, создается пространство, позволяющее показать художественный метод мастера в контексте творчества его современников.

Представленные на выставке законченные работы и эскизы как реализованных, так и оставшихся не воплощенными произведений, охватывают все основные направления творчества мастера. К.П. Брюллов остался в памяти современников великолепным портретистом, его парадные, полупарадные, камерные портреты, окутанные одновременно классической строгостью и романтической легкостью, отражают стремление мастера передать лучшую сторону человека, воплотить в жизнь одухотворенные, прекрасные образы.

Значительную часть экспозиции составляют полупарадные и камерные портреты кисти художника. Например, портрет старшего брата живописца, архитектора и художника, профессора Академии художеств Александра Павловича Брюллова (1798-1877), портрет великой княгини Елизаветы Михайловны, жены герцога Насаусского Адольфа-Вильгельма, портрет ученика К.П. Брюллова, князя Григория Григорьевича Гагарина. Особое внимание стоит уделить семейным портретам: двойной эскиз портрета жены Николая I Александры Федоровны с дочерью Марией Николаевной на прогулке верхом в Петергофском парке, акварели с изображением Кирилла Александровича и Марии Яковлевны Нарышкиных на верховой прогулке, портреты архитектора Константина Андреевича Тона и его жены Елены Ивановны Тон, портреты Александра Ферзен и его жены Ольги Павловны Ферзен на ослике. Напомним, что графиня Ольга Павловна Ферзен (в девичестве Строганова) сбежала из дома и против воли матери обвенчалась в сельской церкви с графом Павлом Карловичем Ферзеном. Существует версия, что тайная свадьба молодых людей послужила прототипом для написания А.С. Пушкиным повести "Метель".

1 / 11

На выставке представлены мифологические и религиозные сюжеты, которые занимают важное место в наследии мастера. Обратим внимание на холст "Персей и Андромеда" (к.1810-х, холст, масло), эскиз картины "Беседа Нумы Помпилия с нимфой Эгерией" (1824-1828, бумага, масло), заказанной в 1824 году А.Н. Львовым, эскиз для местного образа "Богоматерь с младенцем" (бумага желтая, карандаш графитный) и др.

Отношение художника к жизни и окружающим его людям проявилось в жанровых картинах. Например, представленная здесь серия работ, связанная с популярной для художников-романтиков темой сна: покров ночи снимает внешние маски, оставляя лишь истинную суть человека. Таковы "Сон монашенки" (1831, картон, акварель), "Мать, просыпающаяся от плача ребенка" (тонкий картон, сепия), "Сон бабушки и внучки" (1829, бумага, акварель, лак).

Раскрывая многогранный художественный дар мастера, организаторы выставки стремились в каждом жанре представить хорошо известную широкой публике работу. Таковы знаменитый автопортрет мастера (ок.1849), который стал одной из вершин портретного жанра, передав внутреннее состояние художника. Историческая живопись представлена эскизом знаменитой картины "Последний день Помпеи" (1828, бумага на картоне, масло), жанровая живопись – солнечной, наполненной любовью к жизни работой "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя" (1827, холст, масло), религиозная живопись мастера представлена первоначальным эскизом композиции, использованной для запрестольного (центрального) образа главного придела Казанского собора в Петербурге "Взятие Богоматери на небо" (1836, холст, масло), который был выполнен в Москве для предположительно А.А. Перовского, а также Престольным образом Казанского собора "Взятие Богоматери на небо" (бумага, карандаш графитный).

1 / 6

Творческий метод мастер нашел свое продолжение в его учениках. В портретах, автопортретах, жанровых, исторических и религиозных сюжетах П.Н. Орлова, А.Н. Мокрицкого, А.В. Тыранова, Ф.А. Моллера, Г.Г. Гагарина, Н.К. Зацепина и других учеников во многом прослеживаются стилистические черты, которые потом стали одним из стилей эпохи. Значительно расширяют художественное пространство работы коллег К.П. Брюллова, сравнение с которыми позволяет увидеть вклад мастера в изобразительное искусство эпохи, его влияние на современников. Например, работа К.П. Бодри "Скульптор Иван Петрович Витали за работой" (1841, холст, масло), Т.Г. Шевченко "Натурщик в позе фавна Марсия" (пер. пол. 1840-х, холст, масло) и др.

Экспозиция, погружающая публику в атмосферу брюлловской эпохи, стала великолепным обрамлением культурной образовательно-просветительской программы, которая будет интересна детям и взрослым. На протяжении четырех месяцев искусствоведами Владивостока и сотрудниками галереи планируется провести масштабный цикл лекций, раскрывающих разные грани творчества художника и его современников. Так, ставший традиционным для Приморской государственной картинной галерее просветительский проект "Музыкальный вернисаж" (ведет заседание А.И. Вовненко) откроет свой IV сезон со знакомства с творчеством великого мастера и его окружения. Лекции об эпохе, в которой творил художник, прочтут А.К. Лобкова и Н.А. Левданская. Историю отношений Карла Брюллова и Юлии Самойловой поведает М.Е. Соболева.

Об образах Востока и Италии в творчестве мастера расскажут Е.В. Орлова и Е.И. Полуднева. М.Е. Соболева прочтет лекцию о жанре автопортрета и возможности сквозь его призму увидеть судьбу художника. Историческим судьбам творческого наследия мастера посвящена лекция В.В. Петухова. Особое внимание планируется уделить знаменитому шедевру – "Последний день Помпеи" (О.А. Батиевская). Детская программа включает арт-битву "Тайны шедевров Великого Карла", а также увлекательные квесты "Итальянская головоломка" и "Путешествие с “Великим Карлом”"

Таким образом, в пяти залах Приморской государственной картинной галереи публика погружается в прекрасный и загадочный мир первой половины XIX века, когда живописцы стремились отразить красоту природы и человеческого тела. После авангарда и концептуализма XX – начала XXI веков прикосновение к реалистической школе, наполненной чувством меры, равновесия и овеянной ореолом романтизма, приносит в души зрителей, живущих в бешеном ритме современной жизни, успокоение и насыщает радостью бытия.

Выставка продлится до 13 января 2019 года. В течение этого времени в Приморской государственной картинной галерее будут проходить экскурсии, лекции и интерактивные занятия для детей.

Наталья Александровна Федоровская
Наталья Александровна Федоровская

Директор департамента искусств и дизайна, Школа искусств и гуманитарных наук ДВФУ

Автор фото: предоставлено Н.А. Федоровской

В 2001 году закончила Дальневосточную государственную академию искусств, в 2003 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности "Теория и история культуры". В 2011 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения.

В 2016 году автору присвоены ряд престижных наград Российской академии естествознания: почетное звание "Заслуженный деятель науки и образования", Орден "Labore et scientia — Трудом и знанием", Орден "Петра Великого Небываемое бывает". Автор130 публикаций, из них две монографии, три учебных пособия, более 40 научных статей.

16842
43
37