Недавно в Российской Федерации вступили в силу изменения в Жилищный кодекс, которые позволяют заключать договоры на электро-, тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение, а также на вывоз бытовых отходов минуя управляющие компании. Это позволит избежать ситуаций, при которых управляющая компания, аккумулируя оплату за все коммунальные услуги, вовремя не перечисляет деньги в ресурсоснабжающие организации (РСО), накапливая задолженность. И пусть в Приморье такая практика не носила массовый характер, однако все-таки имела место. Теперь у добросовестных плательщиков появилась безусловная возможность платить в РСО напрямую, сообщает ИА PrimaMedia.
Как рассказал агентству руководитель Государственной жилищной инспекции Приморского края Александр Стеркин, основополагающим моментом принятых изменений является необходимость исключить посредников между ресурсоснабжающими организациями и получателями коммунальных услуг. В свою очередь это поможет существенно снизить задолженность по коммунальным услугам. Ведь зачастую эта задолженность возникает из-за того, что недобросовестные управляющие компании и ТСЖ не перечисляют в ресурсоснабжающие организации полученные от жильцов средства на оплату коммунальных услуг, пытаясь заработать путем получения процентов по счетам или другими способами.
Новые поправки в Жилищный кодекс лишают недобросовестные управляющие компании такой возможности.
— Если задолженность управляющей компании перед РСО образуется по двум расчетным периодам, то есть за два месяца, и это подтверждается решением суда, ресурсоснабжающие организации могут в одностороннем порядке отказаться от договора ресурсоснабжения с ЦК и заключать договоры напрямую с владельцами квартир.
Решение о заключении договоров напрямую может быть принято на общем собрании жильцов, пояснил Александр Стеркин. В таком случае договор УК с собственником помещения будет недействующим в части предоставления коммунальных услуг. Договор же с РСО будет заключаться по типовой форме, которая сейчас находится в правительстве РФ на подписании.
"Даже если договоры с ресурсоснабжающими организациями будут у жильцов прямые, в обязанности управляющей компании входит взаимодействие с РСО (обеспечение предоставление жильцам ресурсов, отслеживание параметров качества при входе ресурсов в дом, содержание сетей в надлежащей готовности), — подчеркнул Александр Стеркин. – Необходимо также отметить, что даже если жилец расторгает с УК договор ресурсоснабжения, он остается действующим в части предоставления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества (ранее – ОДН). В этой части договоры между УК и РСО действуют, то есть управляющая компания будет покупать ресурс, чтобы надлежащим образом содержать общее имущество (освещение мест общего пользования, холодная вода на уборку подъездов и т.д.)".
При заключении собственниками с ресурсоснабжающими организациями прямых договоров управляющие компании и ТСЖ обязаны: предоставлять в ресурсоснабжающие организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях общедомовых и индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов; осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов до границ общего имущества дома; принимать от собственников и нанимателей обращения о нарушении качества коммунальных услуг; обеспечивать доступ ресурсоснабжающих организаций к общему имуществу в дома для приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам.
"Переход на новую схему отношений не повлечет изменения размера платы за коммунальные услуги", – отметил Александр Стеркин.
Следует отметить, что принятые поправки в Жилищный кодекс, без сомнения, помогут в реализации государственной программы Приморского края "Обеспечение доступным жильем и качественными услугами ЖКХ населения Приморского края" на 2013-2020 годы, одной из главных задач которой является задача повышения качества и доступности предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг.

председатель Общественного экспертного совета по качеству услуг ЖКХ в Приморском крае
Автор фото: предоставлено Игорем Обуховым
Поправки в Жилищный кодекс появились потому, что управляющие не всегда перечисляли деньги ресурсоснабжающими организациям, из-за чего возникали финансовые трудности у тех и других. Тут нужно вспомнить, что в свое время в Приморском крае по Жилищному кодексу жильцы должны были заключать договоры с управляющей компанией, которая дальше должны была оплачивать коммунальные ресурсы. Однако в нашем крае в большинстве случаев этого не произошло, то есть потребители платили РСО напрямую. И вот сейчас законодатель подтвердил, что мы были на правильном пути и что руководство края в достаточной мере понимает ситуацию.
В свое время приморские эксперты в сфере ЖКХ рассматривали разные варианты оплаты за ресурсы, решая, что лучше, один платежный документ или, допустим, шесть. Немаловажно. Что, когда жильцы расплачиваются конкретно с поставщиками электроэнергии, тепла и воды, они имеют возможность требовать с них качественную услугу. Лучше такая практика и для РСО: чем меньше задолженность, тем больше у них оборотных средств для проведения ремонтных кампаний.

председатель ТСЖ "Бамовцы", член Общественного экспертного совета по качеству услуг ЖКХ в Приморье
Автор фото: предоставлено Натальей Бондаренко
Я считаю, что принято очень важное и своевременное решение вопроса, который назревал уже давно. Сейчас ситуация по стране такая, что задолженность за жилищно-коммунальные услуги, в том числе перед ресурсоснабжающими организациями, увеличилась в два раза. Это связано еще с тем, что организации, управляющие многоквартирными домами, собирают деньги с жильцов за коммунальные услуги и несвоевременно рассчитываются с ресурсоснабжающими организациями.
Мы в своем ТСЖ видели эту проблему еще в 2011 году и постарались ее избежать. Для этого мы одними из первых в крае заключили договор с ПАО "ДЭК" на оплату электроэнергии по следующей схеме: начисление производилось ТСЖ, счет-фактура выписывалась также на ТСЖ, но платежи от жильцов шли напрямую в ДЭК. Соответственно, никакой задолженности не было. Это было удобно, открыто, прозрачно, как и должно быть всегда в сфере ЖКХ.
жительница микрорайона Снеговая Падь
Автор фото: РИА PrimaMedia
Это сейчас, когда мы сменили управляющую компанию, мы платим за содержание жилья, за услуги теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения по отдельным квитанциям, что, конечно, очень удобно. А вот раньше, когда у нас была другая управляющая компания, было хуже. Мы платили за все ресурсные услуги в управляющую компанию, которая, как мы понимаем, эти деньги по ресурсоснабжающих организаций вовремя не доводили. В результате накопились большие долги, а УК ликвидировалась. С такими крайними мерами, как отключение электроэнергии и воды, мы, конечно, не сталкивались, но, в любом случае выходило, что мы как бы должны РСО. Ситуация была неприятная, поскольку деньги мы платили, а они ушли в какую-то пустоту. В итоге долг заплатила та УК, которая взяла нас на обслуживание. Согласно поправкам в Жилищный кодекс жильцы могут напрямую заключать договоры с РСО, не меняя управляющую компанию.