ВЛАДИВОСТОК, 16 апреля, PrimaMedia. Бдительных граждан среди нас единицы, выяснилось на прошедшем в начале апреля в Москве экспертном совете проекта "Мобильная грамотность". По данным инициатора проекта компании "ВымпелКом", лишь 1,5% от общего количества обращений в call-центры этого оператора связано с телефонным мошенничеством. Опрос, проведенный агентством маркетинговых исследований Bojole, показал, что жертвами "мобильных" мошенников стали 7% владельцев сотовых телефонов, то есть около 9,5 млн человек, сообщают "Ведомости".
Но на самом деле пострадавших еще больше, убежден заведующий кафедрой криминальной психологии МГППУ Сергей Ениколопов: "Большая часть обманутых скрывают это, особенно если потери небольшие. А ведь люди могут становиться жертвами мошенников неоднократно".
Принципиально новых уловок у преступников не появляется, считают в компаниях — операторах мобильной связи МТС, "ВымпелКом" и "МегаФон". "Чаще всего абоненты обращаются с жалобами на телефонные звонки якобы от родственников, попавших в беду и нуждающихся в крупных суммах для взятки, — говорит директор по безопасности "ВымпелКома" Константин Литвиненко. — Также у мошенников популярны sms-просьбы пополнить счет и поздравления с выигрышем мобильного телефона, для получения которого нужно прислать код карты экспресс-оплаты".
Однако россияне не только чаще европейцев попадаются в ловушки мошенников, но и число таких жертв растет, говорит старший оперуполномоченный по особо важным делам управления "К" МВД Федор Куц. И сложность не только в том, что уличить мошенников сложно. Казалось бы, эту проблему можно решить ужесточением законодательства, как в Великобритании, где операторов обязали сообщать в правоохранительные органы о жалобах на номера, с которых поступают подозрительные звонки или sms. Но, по словам представителей МТС и "ВымпелКома", они и без дополнительных законов проверяют подозрительные номера, блокируют, если могут, и сообщают о них в милицию. Директор по безопасности "ВымпелКома" Константин Литвиненко убежден, что изменение законов вовсе не решает проблему: "В Великобритании ввели закон об уголовной ответственности за перепрошивку украденных телефонов, тем не менее она занимает первое место по числу краж мобильных".
Зато регулярное информирование — с помощью СМИ или sms-рассылки — точно повышает бдительность абонентов. Куц рассказал историю недавно обратившейся в милицию женщины, которая начала было собирать деньги после звонка "сына". Тот сообщил с незнакомого номера, что сбил пешехода и теперь милиционерам срочно нужно дать взятку в 30 тысяч долларов. Во время судорожных звонков друзьям и родственникам женщина вдруг вспомнила, что только вчера видела телесюжет о подобном мошенничестве и обсуждала его с подругой. Она решила на всякий случай последовать простой рекомендации милиционеров: спросить "сына", где у них дача. Больше мошенник ей не звонил.
"Публикации СМИ и разъяснительная работа, организованная в свое время операторами сотовой связи, дали результат, — сообщил советник гендиректора "МегаФон-Москва" Роман Проколов. — Количество обращений абонентов, связанных со случаями мошенничества, по крайней мере в нашей сети, сократилось и теперь ничтожно мало". Но один раз сказать мало, уверен психолог Ениколопов. Повторять простейшие рекомендации вроде "Не верьте на слово неизвестным" и "Не спешите сделать то, что просят незнакомцы" — по мнению психолога, помочь потенциальным жертвам мошенников можно лишь такими, казалось бы, "детскими" методами.