ВЛАДИВОСТОК, 7 апреля, PrimaMedia. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне относятся к ужесточению системы наказаний за нарушения Правил дорожного движения; в чем видят причины таких изменений; что, по мнению респондентов, нужно сделать для улучшения работы органов внутренних дел.
О том, что в Кодекс об административных правонарушениях внесены изменения, ужесточающие систему наказаний за нарушения Правил дорожного движения, информировано большинство россиян - 84%, в их числе 40% отмечают, что хорошо знают об этом, и 44% что-то слышали. Уровень информированности тех опрошенных, у кого в семье имеется автомобиль, выше, чем тех, у кого этого транспортного средства нет: о том, что система наказаний изменена, осведомлены почти все автомобилисты (96%) и три четверти пешеходов (76%); если среди первых хорошо информированы о данных поправках 70%, то среди пешеходов меньшая часть - 21%.
Данные изменения законодательства общество воспринимает скорее позитивно (65%). Автомобилисты и пешеходы положительно отзываются об этих изменениях одинаково часто. При этом автомобилисты чаще пешеходов критикуют поправки (25% и 12%) и реже затрудняются с оценкой (9% и 21%).
Причины ужесточения наказаний, увеличения штрафов за нарушения Правил дорожного движения респонденты связывают в первую очередь с ростом аварий (18%) и правонарушений (15%) на дорогах, безответственным поведением водителей (14%), в частности вождением в нетрезвом виде (6%), с ростом смертности на дорогах (5%), увеличением общего числа автомобилей (4%).
Реже объясняют нововведения заботой государства о гражданах (3%) или попытками государства пополнить таким образом бюджет (3%), или видят в этом способ обогащения работников ГИБДД (2%). У автомобилистов ответ на этот вопрос вызывает меньше затруднений, чем у пешеходов (соответственно, 22% и 41% затруднившихся с оценкой).
Среди конкретных мер по ужесточению наказаний водителей, нарушающих Правила дорожного движения, наименьшее одобрение вызывает разрешение инспекторам ГАИ брать штрафы без протокола "на месте" за мелкие нарушения. Только 8% полагают, что эта мера оправдала себя, и еще 17% ожидают положительного эффекта в ближайшее время. А 44% считают, что позитивных изменений от этого нововведения нет и не будет. Скептицизм в этом вопросе автомобилисты выражают чаще, чем пешеходы (52% и 38%).
Более благосклонно респонденты оценивают ряд других мер, таких как увеличение минимального размера штрафа с 50 рублей до 300 рублей; увеличение в среднем в пять-десять раз размера штрафов за нарушения правил дорожного движения; расширение списка нарушений, за которые суд может лишить прав (например, за проезд на красный свет); арест на 15 суток за особо тяжкие нарушения правил дорожного движения.
Каждый третий (31-34%) ожидает положительных сдвигов в скором времени. Каждый пятый (21-22%) считает, что эти меры уже теперь полностью оправдали себя; причем для автомобилистов такое мнение более характерно (26-28%), чем для пешеходов (17-18%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.